Февраль 2017

1 Фев 2017

Год обрушений и обретений

Сергей АНТОНЕНКО

Одним из основных исследовательских подходов к событиям 1917 года был и остаётся поиск сущности произошедших со страной глобальных метаморфоз. Вполне устоялась точка зрения, согласно которой революция, или революции, того судьбоносного года были проявлением системного всеобъемлющего кризиса, чей масштаб позволяет говорить о цивилизационном переходе.

Остаётся, однако, вопрос: какая из составляющих кризиса – экономическая, социальная, политическая, военная, династическая – стала основной, ведущей, смыслообразующей? Самые первые попытки осмысления революции, предпринятые буквально «по горячим следам» её непосредственными свидетелями (начиная со сборника 1918 года «Из глубины»), были связаны с восприятием свершившегося прежде всего в системе духовных и культурных координат, с использованием культурных обобщений и библейских метафор. Позднее в литературе о революции – исторической, публицистической, художественной – возобладали иные тенденции….


«Предпочитаю умереть в России»

Николай и Александра в русской сатире 1917 года

Татьяна ФИЛИППОВА,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории и Института востоковедения РАН

В феврале 1917‑го для русского общества, измученного тяготами Великой войны и внутренними неустройствами, она была и долгожданна, и неожиданна – Революция, покончившая с властью Романовых. Тогда казалось так легко и естественно приписать все беды страны главному воплощению прежней власти – императору и его ближайшему окружению. Психологический надлом, спровоцированный ситуацией общего кризиса, со всей революционной нетерпимостью требовал «предъявить» главных виновников всех бед и лишений последних лет. В стране самодержавной традиции проще всего было «увидеть» и сделать главной ритуальной жертвой именно монарха…


«…И вынул из мешка золотого петушка»

Виктор АКСЮЧИЦ

Пушкин нередко для выражения некоторых своих творческих прозрений, взглядов на взаимоотношения человека со сверхъестественными явлениями, на магические и инфернальные сферы выбирал жанр сказки. Яркий пример – одно из самых его таинственных сочинений – Сказка о золотом петушке (написана в 1834 году, опубликована в 1835‑м в журнале «Библиотека для чтения»). В ней нет ни жёсткой интриги, ни заговоров злодеек и завистниц, ни отравлений, ни смерти героев с по‑ следующим воскресением, как в сказках о царе Салтане, о мёртвой царевне и семи богатырях. Нет в ней и прозрачного сказочного моралите – как о наказуемой алчности в Сказке о рыбаке и рыбке. В Сказке о золотом петушке мы смутно прозреваем некую притчу, но уловить её содержание, при всей кажущейся доступности изложения, чрезвычайно трудно. Как и во всех творениях поэта, в сказке этой не один смысловой уровень (современники Пушкина и поздние исследователи виде‑ ли в ней, в частности, сатиру на императора Николая I). Мы же обратимся к тому, что открывается в ней вдумчивому читателю, поражая глубиной и актуальностью именно в наше время тотального интереса к колдовству, магии и прочему оккультизму.

Может быть, перечитав эту последнюю пушкинскую сказку, кто-то поймёт, какая непростая и опасная вещь все эти чародейства …


Открытие Акротири

К 50-летию начала раскопок на острове Санторини

Олег МРАМОРНОВ

В течение столетий Крит был недоступным нашим соотечественникам островом «за семью морями», разве что забытый на долгое время писатель и российский консул в Турции Константин Леонтьев приоткрыл его в XIX веке русскому читателю своими красочными повестями из греческой жизни. Теперь туда летают самолёты, и туристы из России могут любоваться красотами и примечательностями острова. Читатели «Науки и религии» хорошо знают Крит по многочисленным публикациям в журнале – как родину Зевса, знают по мифу о Дедале и Икаре и, более всего, по Кносскому дворцу – обиталищу царя Миноса и Пасифаи, Минотавра и Ариадны… Археологические находки на Крите, начиная с 1900 года, позволили достоверно говорить о существовании самой древней в Европе минойской цивилизации (Pax Minoica, Минойский мир, называл её знаменитый археолог Артур Эванс), начало которой относят примерно к 2600 году до нашей эры. Недалеко от Крита, в восточном Средиземноморье, лежит сказочно красивый, фантастически ирреальный, сложенный из разноцветных вулканических пород остров Санторини (это его позднейшее латинское название, по-гречески он называется Фира). Туда тоже летают самолёты, ходят паромы, и считающие этот остров остатком затонувшей платоновской Атлантиды могут избрать его целью путешествия. Экзотика здесь витает в воздухе, бросается в глаза, но есть и то, что могут увидеть далеко не все, – то, что тысячелетиями было сокрыто глубоко под землёй.


Год Петуха – у всех, но у каждого знака – свой

Григорий КВАША

Автор теории Структурного гороскопа, основанной на 12‑летнем ритме в жизни каждого из нас и человечества в целом и на свойствах и взаимоотношениях 12 годовых знаков, разработал календарь, который выходит ежегодно вот уже 10 лет и рассказывает о том, как будет складываться жизнь людей того или иного знака в новом году, что диктует им космический ритм. Григорий Кваша назвал свой календарь Волшебным, потому что он помогает людям выбрать правильный образ жизни и избежать ошибок. Согласно этому календарю, в каждом году люди семи знаков будут жить спокойно и размеренно, в обычном ритме, а пять знаков ждут нестандартные обстоятельства, требующие творческого подхода. Знаки эти меняются от года к году. Григорий Кваша рассказывает об особенностях жизни каждого из 12 знаков в наступившем году Петуха и о том, как нам надо это учитывать в организации своих дел и выстраивании отношений.