На холмах Ватиканских. Марк СМИРНОВ

В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ

Незадолго до визита президента Путина в Италию (он состоялся 25–26 ноября 2013 года) мне пришлось комментировать для телеканала «Дождь» сообщение о его возможной встрече с Папой Римским Франциском. Тогда я предположил, что визит этот будет чисто дипломатическим, в рамках взаимоотношений двух государств – России и Ватикана, и очертил круг возможных вопросов для обсуждения: международная политика и общая позиция по ряду проблем, в том числе по ситуации на Ближнем Востоке и в Сирии. Ко всему прочему, я высказал мысль, что никаких подвижек для сближения православия и католицизма не предвидится, что не следует ожидать в ближайшей перспективе встречи глав двух Церквей – Папы Франциска и Патриарха Кирилла.

Оглядываясь назад, я убеждаюсь, что мой краткий прогноз относительно встречи президента Путина и Папы Франциска был достаточно точен и объективен. Однако, просматривая прессу на эту тему (событие широко освещалось), не устаю удивляться самым разным и подчас противоречивым трактовкам. Впрочем, это вполне объяснимо. Если приём делегации и официальная часть встречи, естественно, предполагает присутствие участников с обеих сторон, то личная беседа Папы и главы иностранного государства, как правило, происходит с глазу на глаз, при закрытых для представителей прессы дверях (в кабинете Понтифика или в библиотеке). На неё допускаются только переводчики (если это необходимо или предусмотрено протоколом). Вот эта закрытость и даёт пищу для всевозможных домыслов, догадок и пересудов.

Путин подарок папе

Перед иконою святой… Папа Римский Франциск тронут подарком Владимира Путина. Ноябрь 2013

Чего, например, стоит высказанная в одном российском издании мысль, что в Ватикане хотят сделать Путина великим магистром Мальтийского ордена, как некогда императора Павла I, и таким образом подчинить Россию Римскому Папе. Тогда уж надо бы сделать Путина и покровителем иезуитов, по примеру Екатерины Великой, а в духовники к нему приставить отца-иезуита, по аналогии с патером Губером, посвятившим Павла I в рыцари…

Другие опасаются конкордата (двустороннего межгосударственного договора) между Российской Федерацией и Ватиканом – хотя подобный договор касается только положения Римско-католической Церкви в России. Юридически он закрепляет её существование на территории РФ и не имеет никакого отношения к положению Церкви национальной, то есть Православной.

Кого-то очень смутило, что Путин опоздал на встречу с Папой: ведь это могло оскорбить Его Святейшество!.. Встречаются и крайние точки зрения: один журналист высказался в том смысле, что такой светлый (почти святой) человек, как Папа Франциск, должен был бы бежать от Путина как от нечистой силы!

Однако Понтифик не убежал, на опоздание, нарушившее протокол, не отреагировал. Судя по фотографиям и скупым отчётам для прессы, он был рад встрече и тому подарку из «Московии», который ему преподнёс православный президент, – это была старинная русская икона.

Кстати, об исторических параллелях: почему Владимира Владимировича Путина сравнивают только с имевшим отношение к папскому двору императором Павлом, который, кстати, в Ватикане никогда не был? Есть и другие интересные персонажи, которые больше подходят для таких аналогий.

Крюгер-Франц.-Портрет-Николая-I

император Николай I. Ф. Крюгер. 1852

…В 1845 году Рим и Ватикан тайно посетил русский дворянин Николай Романов, сиречь государь Николай Павлович. Мало того что этот визит заранее не афишировался в прессе, само пребывание царя в Вечном городе так и осталось для римлян тайной. Между тем причины для встречи русского императора Николая I и Папы Римского Григория XVI были не менее серьёзные, чем повод для нынешнего визита главы Российского государства: Польша и Литва бунтовали тогда против России; как и теперь, Европа и исламский мир опасались тогда мощи и влияния России.

Император Николай Павлович не оценён в полной мере – ни современными историками, ни их предшественниками. Между тем тогдашний российский государь был дальновиднее и проницательнее западных монархов: он предвидел революционные события в Европе и, как никто другой, понимал их катастрофичность для мира в целом. Он надеялся, что и европейские властители, и Римский епископ поддержат его план задушить «гидру революции» в самом зародыше, чтобы спасти христианскую цивилизацию. Однако никто его не поддержал. Ладно бы светские государи и владыки, но ведь дворянин Романов прибыл со своими опасениями и планами к Римскому Первосвященнику, трон которого уже шатался под ударами гарибальдийцев и прочих революционных карбонариев! Однако европейцев больше заботила свобода Польши и Литвы, а с Ватиканских холмов бездумно благословляли революционно настроенных католических священников…

Итак, 13 декабря 1845 года русский император инкогнито прибыл в Рим. Уже в беседе с госсекретарем Ватикана Ламбрускини стало ясно, что ни о чём договориться не удастся. В тот же день около полудня Николая Павловича вели в покои Понтифика. Одетый в скромное гражданское платье, ничем не выдававшее в нём коронованную особу, государь проследовал по длинной анфиладе залов. Он шёл твёрдой военной походкой, величественно подняв голову, словно не замечая стоящих справа и слева кардиналов в их пышных пурпурных мантиях. Ответил радушно на приветствие Григория XVI и поцеловал ему руку. Дальнейший разговор проходил в папском кабинете, поэтому мы никогда не узнаем его подробностей. Тем более что государь и Папа Римский не нуждались в переводчике – оба говорили по-французски.

Папа Григорий 16

Папа Римский Григорий XVI. П. Деларош. 1844

Хитрый и ловкий Понтифик был заранее готов к переговорам. Он даже прибегнул к помощи австрийской императрицы-матери Каролины-Августы, которая на встрече с Николаем I завела довольно бестактный разговор: упомянула о гонениях на диссидентов в России (тогда, впрочем, такого слова не было в употреблении), о преследовании католиков. Однако государь, не церемонясь, попросил собеседницу привести факты. Ни одного весомого аргумента у Каролины-Августы не оказалось, и она решила прибегнуть к другому средству, заговорив о русских законах, которые якобы направлены против католической религии и Церкви. «Назовите мне их!» – попросил государь. «Я сейчас не могу их вспомнить», – ответила собеседница. Этим вся папская интрига и кончилась, хотя многие тогда превозносили успешность и ловкость папской дипломатии.

Для разговора с Николаем I Римский Папа предусмотрительно составил конспект – об этом свидетельствует российский министр иностранных дел Нессельроде. В сем конспекте излагались различные претензии к России. Например, такая: почему император своим указом перевёл католическую Духовную Академию из провинциального города Вильно в Петербург? И это вместо благодарности за то, что бабка императора – Екатерина II – спасла иезуитов от полного уничтожения и гонений, инициированных против них европейскими монархами в конце XVIII века!

Выслушав претензии Папы, император обещал изучить этот вопрос, но подчеркнул свою позицию. «Надеюсь, Ваше Святейшество позволит сделать мне некоторые возражения. Я не могу не считаться с основными законами своего государства». Это вызвало резкую отповедь Папы, что законы, мол, могут быть и изменены. Напрасно старался русский государь объяснить Римскому епископу, что католики в империи – лишь малая часть инославных подданных, для которых нет никаких ограничений в вероисповедании. Что католическое духовенство призывает верующих на территории Царства Польского к восстанию против законной российской власти, и только он, Папа Римский, может остановить эту смуту, запретив ксендзам прикрывать свою антигосударственную деятельность религией… Ничто не смогло поколебать высокомерную уверенность преемника апостола Петра в своей правоте. Однако и никто, кроме русского императора, не смел доселе так властно говорить ни с одним римским папой – на равных, как сознающий силу своей власти.

Беседа продолжалась более часа и закончилась заранее припасённой фразой Папы: «Государь, подумайте о том, что Бог создал царей для блага народов, а не народы для произвола царей». Затем последовало прощание. Император, будучи православным монархом, благословения у Папы не брал, лишь ещё раз поцеловал его руку, что соответствовало принятым отношениям как между духовными лицами, так и между монархами.

Кстати, состоялся и обмен подарками. Николай I подарил Папе малахитовую шкатулку (царь гордился начавшейся при нём добычей малахита и изготовлением из этого полудрагоценного камня подлинных шедевров русского искусства). До икон старого письма, как видим, дело тогда ещё не доходило, а вера православная таким «земным» подарком – из самых недр российских – никоим образом поколеблена не была. А вот каким был ответный подарок русскому царю, остаётся для меня загадкой. Надеюсь, российские архивисты вполне могут её нам раскрыть.

Сразу же после встречи с Григорием XVI император принял у себя госсекретаря Ватикана кардинала Луиджи Ламбрускини, который поставил вопрос о постоянном представителе Папы – посланнике при российском дворе. Царь, однако, ответил, что это предложение необходимо обсудить на заседании Святейшего Правительствующего Синода. Так что, если у папской курии была надежда оказать давление на русского монарха, то она не оправдалась. Дипломатические отношения с Ватиканом были установлены только три года спустя, уже при другом Понтифике – Пие IX…

Правомерно ли сравнивать этот монарший визит с визитом в Ватикан Владимира Владимировича Путина? И страна другая, и люди другие, а посему прямых сравнений и аналогий быть не может! Но интересно, каковы впечатления у российского президента от встречи с Папой-иезуитом? Ведь беседовали не простые обыватели, не нынешние европолитики, главная забота которых – политкорректность и толеранция. Как сказано в Псалтири, «бездна бездну призывает во гласе хлябий…». Впрочем, это для искушённых в схоластике.

О Николае Павловиче же можно сказать, что накануне грядущих революций в Европе и будущего бегства Папы из Рима* он сумел кое-что разглядеть в судьбах католического мира. В письме наследнику, великому князю Александру Николаевичу (декабрь 1845 года) он, рассказывая о своих впечатлениях от встречи с Римским Папой и католической элитой, замечательно, пророчески написал: «Взирая на всё это, два минувших величия приходят на память: Римское и Папское; оба разнородные, оба почти невероятные, бывшие силой; и на развалинах их играют китайские тени власти, уже не существующей, едва дышащей, несущей в себе собственное разрушение, ибо из христианства сделали идолопоклонство презрительное, противное и отвратительное, до высшей степени… Долго это не просуществует! оно падёт само, и нет силы поддержать установления устарелые, нетерпимые и при том несообразные с настоящим положением дел…

Теперешний Папа человек честный и благонамеренный, но с самого начала слишком хотел угождать духу времени…»

К сожалению, истории своей мы не даём должной оценки, учиться у предшественников не умеем. Возможно, если бы помощники Владимира Владимировича посидели денёк-другой перед его поездкой в архиве царского МИДа, да почитали старые дела ватиканские или донесения агентуры III отделения СЕИВ канцелярии, то, может, и результат этого визита был бы, скажем так, – более впечатляющим.

Нет никаких сомнений, что президент России достойно представлял нашу страну при нынешнем Папском дворе, нашёл верный тон в отношениях с этим государством, которое просит у России помощи и защиты своей католической паствы на Ближнем Востоке. И мы снова, как при императоре Николае Павловиче, готовы защитить своих братьев‑христиан и отстаивать статус-кво Гроба Господня в Иерусалиме. Только надо ясно понимать, что нет уже той власти у Римского Папы и его государства, какая была в середине XIX века. Неровен час, придётся защищать и его самого, наместника святого Петра, от врагов христианства или, например, предложить ему убежище в Санкт-Петербурге – как это предсказывал в «Краткой повести об Антихристе» русский философ и мистик Владимир Соловьёв.

Время покажет!

————————————————————————-

* 24 ноября 1848 года Папа Пий IХ тайно бежал из Вечного города, после чего в Риме была провозглашена республика. – Ред.

Copyright © Все права защищены. Дата публикации: