Январские юбиляры. Юрий БЕЗЕЛЯНСКИЙ

ПАМЯТЬ

Итоги прожитой жизни или какого-то её отрезка принято подводить в юбилеи. Традиция эта идёт со времён древних римлян. Её продолжила Римско-католическая Церковь. Сначала отмечались лишь 100‑летия, а потом и каждое 25‑летие. Воздавали почести живым юбилярам, вспоминали по «круглым датам» и ушедших знаменитых людей. Что касается современников, вспомню иронический афоризм сатирика Веслава Бурудзиньского: «Жизнь устроена так, что ходишь на похороны тех, кого любишь, и на юбилеи тех, кого терпеть не можешь». Но мы с вами будем вспоминать тех, кто достоин памяти людей и даже нашей любви, тех, кто, по слову Леонида Мартынова, оставил «незримый прочный след в чужой душе на много лет».

Тут, правда, есть сложности: как охватить всех юбиляров? Решено было вспоминать в основном деятелей культуры. А «расположить» юбиляров я решил по старшинству: сначала старые юбилейные годовщины, затем более молодые.

И ещё. Главного юбиляра месяца выбираю произвольно. И не потому, что его заслуги перед человечеством особенные, а в силу неких субъективных причин. Скажем так: по авторскому своеволию, и пусть читатели простят меня за это.

Итак, главный юбиляр января у меня Питирим Сорокин – 21 января его 125‑летие.

Питирим Сорокин стоял у истоков науки социологии. Высланный после революции из России, он долго представлялся в наших справочниках как идеолог империализма и в прошлом активный деятель партии эсеров. Ныне оценки деятельности Питирима Сорокина совсем иные. Его теперь относят к родоначальникам теорий социальной стратификации и социальной мобильности. Он первый выдвинул идею конвергенции – сближения социалистической и капиталистической систем. Рассматривал исторический процесс как циклическую смену основных типов культур. Выход из современного ему кризиса этот мыслящий гуманист видел в развитии религиозной «идеалистической культуры». Разве это не должно быть интересно нам сегодня?

Жизнь Сорокина была бурной и драматичной, закончилась же тихой профессорской обителью в США. А теперь чуть подробнее.

Sorokin

Питирим Сорокин

Питирим Александрович Сорокин родился в 1889 году в селе Турья Вологодской губернии. Мать – обрусевшая зырянка (коми), отец – чистый русак – золотых и серебряных дел мастер, зарабатывавший на жизнь ремонтом и изготовлением церковной утвари. Мать умерла, когда Питириму было всего три года. В 11 лет Питирим с братом ушли из отчего дома, спасаясь от принуждения к неинтересному для них труду, от пьяных дебошей отца. И началась у Питирима жизнь бродячего ремесленника. Немного поучился в сельской школе: сразил при поступлении учителей чтением стихотворения Пушкина «Клеветникам России». Был и певчим в церковном хоре, и регентом, и руководителем школьного хора. В 16 лет вступил в партию эсеров, стал ярым пропагандистом и агитатором идей свободы и равенства людей.

Вся молодость Питирима – это образование и политика. Закончил экстерном гимназию и поступил в Психоневрологический институт в Петербурге, где имелась единственная в России кафедра социологии. Учился и за границей. Несколько раз его арестовывали, но это не сломило решимости добиваться поставленных целей. В 1916 году Сорокин – секретарь Социологического общества имени Максима Ковалевского, приват-доцент, защитивший магистерскую диссертацию по книге «Преступление и кара, подвиг и награда».

Далее член Исполкома Всероссийского Совета крестьянских депутатов, с июля 1917 года секретарь Керенского и главный редактор газеты «Воля народа». Депутат Учредительного собрания. И кто знает, кем бы мог стать Питирим Сорокин, на какие бы высокие государственные должности вырулил, но матрос Анатолий Железняков произнёс своё знаменитое «Караул устал ждать!» – и Учредительное собрание было разогнано. Сорокина арестовали и заключили в Петропавловскую крепость, откуда он 30 января 1918 года писал: «Как ни темна ночь, всё же впереди огни. Не умрёт трудовая Россия. Не умрут великие идеалы свободы и социализма». Вскоре Сорокин был освобождён и отправился на Север – готовить восстание против большевиков. Однако никого поднять не удалось, Питириму пришлось скрываться в лесах. Именно тогда он решил отказаться от политической борьбы и заняться только наукой. А так решив, добровольно явился в ЧК, где был приговорён к расстрелу. Но не расстреляли, ибо Ленину попала на глаза газета с письмом Питирима, и он разрешил ему заниматься наукой: молодой Советской республике крайне нужны были интеллигенты рабоче-крестьянского происхождения.

В этот дарованный судьбой счастливый, но краткий период времени Питирим Сорокин сделал много: стал профессором социологии сразу в двух петроградских институтах, защитил степень магистра социологии; вместе с академиком Иваном Павловым организовал Общество объективных исследований человеческого поведения. А с другим учёным, Владимиром Бехтеревым, Сорокин изучал влияние на это поведение голода. А голод в 1921 году во всю бушевал в России, и именно тогда Питирим Сорокин опубликовал одну из своих знаменитых статей «Государство пустого желудка». В ней он утверждал, что чем страшнее голод, тем пуще произвол государства, и что бедственное положение с продовольствием усиливает деспотизм…

За подобные научные выводы Питирима Сорокина беспощадно критиковали Ленин, Троцкий и другие вожди революции. Он попал в списки неугодной инакомыслящей интеллигенции, подлежащей высылке из России…

За границей Питирима Сорокина оценили быстро, его приглашали в знаменитые университеты как уникального специалиста-социолога, автора популярных книг «Современное состояние России», «Очерки социальной педагогики и политики» и других. В октябре 1923 года русский учёный отправился в США с лекциями о русской революции. Там он сотрудничал с несколькими институтами, а в 1930 году принял американское гражданство и окончательно связал свою жизнь с Гарвардским университетом, в котором возглавил новое отделение социологии, вскоре ставшее центром социологических исследований в США. Известно ведь – нет пророка в своём отечестве. Хорошо, что в чужом признали за пророка!

В Штатах Питирим Сорокин нашёл всё, что ему было необходимо для научной работы и просто для нормальной жизни. «Библиотека университета великолепна, о внешнем комфорте университетских зданий нечего и говорить.., – писал он в одном из писем. – Сам я начал американизироваться и около часу каждый день занимаюсь спортом… Американские профессора отличный народ. Я легко схожусь с ними. И что хорошо – здесь как-то среди американцев – нет наших академических интриг. Самое большое различие не мешает быть друзьями…»

Въедливый читатель спросит: «А как же ностальгия?» Ответ – в другом письме Питирима: «Сейчас я люблю Россию больше, чем раньше. Но не хочу ныть и стонать. Это бесполезно. А стараюсь многому научиться, многое приметить, что было бы приложимо для Родины, что я мог бы осуществить, если суждено, как я верю, мне вернуться. Для России – учусь и учу…»

В 1959 году, в возрасте 70 лет, американский профессор Питирим Сорокин вышел в отставку, но не прекратил научных трудов: создал институт по изучению чувства альтруизма. Читал на эту тему лекции в Америке и Европе, участвовал в научных конференциях. Альтруизм Питирим Сорокин считал созидающей силой. «Жизнь, даже самая тяжёлая, – это лучшее сокровище в мире. Следование долгу – другое сокровище, делающее жизнь счастливой и дающее душе силы не изменять своим идеалам. Третья вещь заключается в том, что жестокость, ненависть и несправедливость не могут и никогда не сумеют создать ничего вечного ни в интеллектуальном, ни в нравственном, ни в материальном отношении».

Философский словарь трактует альтруизм как нравственный принцип, согласно которому благо другого и он сам, этот другой, нравственно более значимы, чем собственное «Я» и его благо. От себя добавлю: альтруизм – это бескорыстная помощь, поддержка, выручка, взаимопонимание, дружба и участие в делах другого – без какой-либо выгоды для себя. Сегодня что-то не видно этого альтруизма. А вот ненависть, зло, агрессия, стяжательство, обман, фальшь, агрессивный эгоизм превзошли все вообразимые масштабы. Какая-то часть общества, хозяева положения, сосредоточившие в своих руках немыслимые богатства, утопают в роскоши, основная же масса населения Земли пытается вырваться из тисков нужды и ищет спасения в религии, в альтруистической активности. Думаю, что обращение к трудам Питирима Сорокина вполне может им серьёзно помочь в этом поиске.

Питирим Александрович Сорокин умер 10 февраля 1968 года, в возрасте 79 лет, в Уинчестере, штат Массачусетс, США. Мировое сообщество давно оценило его как человека, совершившего «коперниковскую революцию в социологии», настоящий переворот в социальной мысли. Он мечтал об организации здоровых и подлинно независимых внегосударственных объединений – от семьи и Церкви до экономических, профессиональных, просветительских, художественных и других ассоциаций и союзов. Но нас до сих пор пытаются увести от идей Сорокина, пугая словами «иностранный агент». От нас зависит приближение Питирима Сорокина к нашей сегодняшней жизни. Надеемся, что настанет такое время…

Вспомним и некоторых других юбиляров января.

530 лет назад (1 января 1484 года) родился Ульрих Цвингли, швейцарский богослов. Он порвал с Римско-католической Церковью, сложил с себя сан священника и стал протестантским проповедником. Провёл реформу Церкви и политического строя (в республиканском духе) в Цюрихе. Опубликовал «Изложение и обоснование 67 тезисов» – первую теоретическую протестантскую работу на немецком языке. Ульрих Цвингли погиб в войне между католическими и протестантскими кантонами. Его последними словами были: «Ну так что ж? Тело они могут убить, но не душу».

25 января 1759 года, 255 лет назад, родился Роберт Бёрнс, знаменитый шотландский поэт, ставший широко известным в России благодаря превосходным переводам Самуила Маршака:

Вот этот хлыщ – природный лорд,

Ему должны мы кланяться.

Но пусть он чопорен и горд,

Бревно бревном останется!

При всём при том,

При всём при том,

Хоть весь он в позументах, –

И в орденах и в лентах!..

180 лет назад родился художник Василий Перов. Если по старому стилю, то случилось это в конце 1833 года, а если по-новому, то 2 января 1834‑го. Василий Григорьевич Перов – родоначальник критического реализма, его знают все, кто хоть раз побывал в Третьяковке. Перов – это не только «Охотники на привале», «Тройка» и им подобные, но и многие-многие полотна на религиозные темы: «Христос в Гефсиманском саду», «Распятие» и другие.

175 лет – Полю Сезанну (родился 19 января 1839 года). Мировая известность пришла к Сезанну после его посмертной выставки (1906). Его открытия в передаче пространства оказали большое влияние на искусство ХХ века. Теоретические изыскания Сезанна определили развитие авангардного искусства. По Сезанну, в природе всё строится на основе шара, конуса, цилиндра. Творчество художника пробуждает мысль. В очерке «Французы» Осип Мандельштам писал: «Здравствуй, Сезанн! Великий труженик. Лучший жёлудь французских лесов». Жизнь Сезанна – драма одиночества и вечных сомнений. Наследие его огромно: более 800 полотен, около 350 акварелей и столько же рисунков…

Следующая юбилейная цифра «150» – тут два юбиляра: Влас Дорошевич и Анна Голубкина.

Влас Дорошевич (родился 17 января 1864 года) – общепризнанный «король фельетонов». Смолоду задумывался о сценической карьере, но отдал предпочтение острому перу. Был поклонником Гоголя, и сам немного походил на Собакевича. Как написал о нём Георгий Шенгели: «Человек, сумевший сочетать остроумие пушкинского времени с бесстыдным цинизмом бильярдных и из этого сплава выковавший себе славу и богатство…»

Ровесница Дорошевича – Анна Голубкина (родилась 16/28 января 1864 года). Блистательный скульптор Серебряного века. Училась у многих знаменитостей, в том числе и у Родена. Среди её работ выделим одну – Лев Толстой (бронза, 1927). Голубкина работала и с гипсом, и с мрамором, и с деревом. Как отмечал Василий Розанов: «…было полено, а стал человеком. С душой, с мыслью, возрастом… С опытом жизни в этом тёмном отливе дерева, в сжатых губах…»

Отмечу ещё двух юбиляров с их 140‑летием: Щепкина-Куперник и Моэм.

Татьяна Львовна Щепкина-Куперник

Татьяна Львовна Щепкина-Куперник (родилась 24 января 1874 года), писательница, драматург, переводчица (изумительно перевела пьесу Ростана «Принцесса Грёза»), актриса и мемуаристка. В 1913 году ей подарил свой сборник сам Игорь Северянин с такой надписью: «…идеальной русской женщине и солнечной поэтессе – с благоговением…». Да, она была уникальной женщиной с энциклопедическими знаниями и превосходным владением иностранными языками. И с неизменным чувством юмора. Маленькая история. Директор Всесоюзного Театрального общества Александр Эскин всегда бывал у Щепкиной-Куперник на Татьянин день, 25 января, но в 1951 году не смог прийти, так как в ВТО проводилась демонстрация породистых собак. На утро Эскин получил от 77‑летней поэтессы письмо:

Не ожидала я никак,

Что предпочли вы мне собак!

Ужели пудель мой соперник?!

Блистал остроумием и английский писатель Уильям Сомерсет Моэм (родился 25 января 1874 года в Париже). Перед тем как писать, Моэм перечитывал вольтеровского «Кандида»: «Читая его, я как бы подставлял голову под душ блеска, остроумия, изящества». Первая книга писателя, роман «Лиза из Ламбета», увидела свет в 1897 году. Последняя прижизненная публикация, автобиографические заметки «Взгляд в прошлое», печатались на страницах лондонской «Санди экспресс» осенью 1962 года. То есть 60 лет литературной деятельности. Наиболее известные романы Моэма: «Луна и грош», «Пряники и эль» и «Театр» (в телеэкранизации «Театра» блистала великолепная Вия Артмане). Моэм ставил большие проблемы общефилософского и общечеловеческого плана. Умер писатель 16 декабря 1965 года, в возрасте 90 лет.

И один афоризм от Моэма: «Бог, которого можно понять, уже не Бог».

Далее идёт юбилейная цифра «130». Здесь Исаак Бродский, Сергей Городецкий.

Исаак Израилевич Бродский (родился 6 января 1884 года) – исключительно советский художник, многократно рисовал Ленина, его живописные работы воспринимаются как документы времени. Как первый «придворный художник», был удостоен ордена Ленина (1934). Возглавлял Всероссийскую академию художеств. Прожил мало: всего 55 лет.

По сравнению с Бродским Сергей Митрофанович Городецкий (родился 17 января 1884 года) – долгожитель – скончался в 83 года. Начинал как поэт-акмеист. Прославился тем, что написал новый текст к опере «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Помимо стихов, писал рассказы и повести. Дружил Городецкий с Корнеем Чуковским: «Вообще из всего нашего поколения, – писал он Корнею Ивановичу, – мы оказались самыми прочными старцами. Но сохранились у нас – только почерки».

И разошлись: седой Корней

И я, седин ещё не знавший, –

Вы, демон первых вешних дней,

И я, веснянок ангел падший.

Следующая группа: 110‑летние – Баланчин, Бабочкин и Аркадий Гайдар.

Джордж Баланчин – американский балетмейстер, а некогда российский подданный – Георгий Баланчивадзе, родившийся в Петербурге (22 января 1904 года) и там же получивший блестящее образование. В 1924 году эмигрировал на Запад, сначала возглавил балет Монте-Карло, а затем одну из лучших американских балетных трупп.

А у актёра Бориса Бабочкина (родился 18 января 1904 года) никогда и в мыслях не было покинуть Родину. Родился в Саратове, там же окончил драматическую студию и в 16 лет приехал в Москву. Играл в различных театрах, а в 1933 году воплотил на экране легендарного комдива Василия Чапаева. Эта роль принесла всенародную любовь и славу. Его реплики, типа «Чапай думает», повторял весь народ. Народный артист СССР, лауреат государственных премий. В последние годы работал в Малом театре.

Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия Голиков) появился на свет 22 января 1904 года, а ушёл из жизни в 1941‑м, – прожил всего 37 лет, как Пушкин, но годы его были, конечно, иные – гайдаровские. «Голубая чашка», «Военная тайна», «Тимур и его команда» – этими и другими произведениями Гайдара зачитывались буквально все в советские времена.

И последний юбиляр января – Джером Д. Сэлинджер. Родился 1 января 1919 года – всего-то исполняется 95 лет, написал единственный роман «Над пропастью во ржи» (1951), но какой! Пронизанный тончайшей психологией. Сэлинджер ушёл из жизни 27 января 2010 года на 92‑м году. Сегодня, читая про метания подростка Холдена «Над пропастью во ржи», невольно думаешь, что все мы над пропастью в мировой кризис. Впрочем, оставим эти не юбилейные мысли…

Из событийных памятных дат: в сфере культуры вспомним премьеру оперы «Борис Годунов» (27 января 1874 года – 140 лет тому назад) в Мариинском театре.

Встретимся в следующем месяце, чтобы поговорить о февральских юбилеях.

Copyright © Все права защищены. Дата публикации: