Январь 2017

1 Янв 2017

Великое в малом, или Искусства и техники предсказаний

Эдуард ГЕВОРКЯН

Гороскопы в газетах, реклама гадалок по телевидению, салоны ясновидящих «в седьмом поколении» и даже предсказатели в подземных переходах, которые за малую денежку расскажут вам по линиям на ладони всю правду, – это реалии наших дней. Кто такой Нострадамус знают, наверное, и дети малые, а от имени болгарской пророчицы Ванги в современный сленг вошло слово «ванговать» в значении «предвидеть». Неистребимое желание знать, «что день грядущий нам готовит», стало питательной почвой для мошенников всех мастей. Между тем различные предсказательные техники настолько плотно вплетены в ткань самых разных культур и цивилизаций, что без даже самого минимального знания о них трудно понять движущие мотивы тех или иных исторических деятелей. Поэтому не станем отвергать с порога это своеобразное наследие предков, а попробуем разобраться, что за ним стоит.


Quo vadis, человечество?

В один из последних дней уходящего 2016‑го года, в каминном зале легендарного «Домжура» создавался эскиз ближайшего будущего России и всего мира. Во встрече с журналистами, организованной Н. Б. Лесиной и проведённой профессором А. Е. Семёновым, участвовали представители разных областей знания. Отвечая на вопрос «Что год грядущий нам готовит?», они делились со слушателями своими разработками, порой звучавшими по-настоящему сенсационно… Представителю «НиР», побывавшему на этой творческой встрече, показалось, что всех выступавших объединил один общий мотив – это в целом оптимистический взгляд на перспективы российской и мировой цивилизации. Нам предстоят кризисы, но безнадёги нет!.. Что ж, послушаем экспертов. Предлагаем вниманию читателей основные тезисы выступлений, представляющих два различных подхода к оценке будущего.


Что «Прозевал» Ленин?

Владимир ПРЯХИН

На редком снимке 1908 года запечатлён момент диалога за партией в шахматы между будущим вождём мировой пролетарской революции и учёным-энциклопедистом, примыкавшим к социалдемократии, Александром Богдановым. Предмет тогдашних дискуссий двух мыслителей – вера в Бога как объективная реальность, воздействующая на психологию пролетарских масс. Ленин зевает… Что же он «прозевал» в этом споре?


Алеппо: история города-мученика

Дмитрий ЖУКОВ

Алеппо (Халеб по-арабски) – центр одноимённой провинции и второй по величине, после Дамаска, город Сирии – расположился среди невысоких серых холмов, в местности, орошаемой небольшой рекой Куэйк. Выстроенный из серого камня (по одной из версий, поэтому местные жители дали ему название аш-Шахба – «серый»), город, несмотря на первое, несколько унылое впечатление, ещё совсем недавно открывался путнику как один из самых динамично развивающихся центров Ближнего Востока. Жизнь здесь била ключом, не замирая даже в послеполуденные жаркие часы! Сегодня каждый день из Алеппо поступают боевые сводки. Идёт не «киношная», а самая настоящая, жестокая и разрушительная, война. Древний город, упоминание о котором встречается уже в начале III тысячелетия до н. э., переживший множество нашествий, начиная от хеттов и вавилонян до арабов и монголов, – снова в огне пожарищ… Нам с друзьями довелось побывать здесь ещё до войны, десять лет назад. Тогда даже в страшном сне не могло привидеться, что красивейший Халеб, с его интересной, многообразной архитектурой и многонациональной культурой, будет обезображен зверствами «борцов за свободу» и многомесячными боями.


Христианская трапеза: устав, проверенный временем

Наш журнал продолжает знакомить читателей с традиционными системами питания, сформировавшимися в разных религиозно-культурных мирах. Сегодня на вопросы редакции отвечает старообрядческий священник из Молдавии Андрей ВОЗНЮК – настоятель Покровского старообрядческого храма города Кишинёва, благочинный священник Кишинёвской епархии. Мы поставили перед отцом Андреем непростую задачу – рассказать о христианском отношении к пище не только на старообрядческом материале, но исходя из всей полноты древнецерковной традиции. Ведь русские старообрядцы сохранили в своём повседневном укладе немало моментов, определявших жизнь православного христианина в Средневековье – эпоху, которая, по мысли Бахтина и Флоренского, отличалось полнотой и цельностью религиозно-бытийного мировосприятия. Далеко не все православные верующие сегодня задумываются о том, что их мировоззрение может и должно иметь «проекцию» и на самые обыденные дела (такие, как, например, приём пищи). Об этом напоминает – опираясь не только на учение своей Церкви, но и на общехристианское наследие – старообрядческий батюшка из Республики Молдова.

  • Даль ОРЛОВ «От любви до Бобровки»