Город Рассвета

Идеи создания идеального общества, где все люди живут в гармонии, где нет классового расслоения, где все счастливы, не новы. В разное время по всему миру организовывались общины людей, провозглашавшие своей целью равенство, взаимоуважение, духовное самосовершенствование. Однако воплощение этих идей в действительность чаще всего так и оставалось утопией. Масштабный проект такого рода, реализованный в 1968 году на юге Индии, рядом с городом Пудучерри (Пондишери), стал редким исключением. на берегу Индийского океана энтузиастами был построен Ауровиль («Город Рассвета»), международный проект ЮнЕСКО и министерства образования Индии.

Проект был заявлен как эксперимент по созданию интернациональной общины людей, живущих вне политики и предпочтений в религии. Его создатели, опираясь на идеи известных философов, утверждали, что возможность в одном месте объединить людей доброй воли, искренних в своих устремлениях, живущих как граждане мира, в гармонии, подчиняющихся лишь одной власти – власти высочайшей истины – вполне реальна. Организаторы предполагали, что Ауровиль должен быть местом, где приоритетом станут нужды духа и забота о прогрессе. Личностные качества будут важнее, чем та ложная значимость, которую человек приобретает благодаря материальному богатству и социальному положению. Работа здесь будет не способом добывания средств к существованию, а формой самовыражения и служения всему сообществу.

Благодаря крупным пожертвованиям ряда состоятельных людей и поддержке правительства Индии эти идеи получили материальную реализацию. По прошествии десятков лет Ауровиль живёт и развивается, основываясь на тех высоких идеалах, которые изначально провозглашались его создателями. К 2014 году численность жителей города составляла 2333 человека. Среди них 1000 индийцев, остальные – выходцы из 45 государств. Городская планировка имеет интересное решение: в центре находится главная достопримечательность – Матримандир – храмовое сооружение для медитаций и практики йоги. От Матримандира по спирали расходятся районы Ауровиля, которые разделены на культурный, жилой, международный и индустриальный. Вид города сверху должен напоминать разворачивающуюся галактику.

Узнав о существовании такого удивительного места на юге Индии, мы решили побывать в Ауровиле, чтобы своими глазами увидеть человеческое сообщество, живущее в полной гармонии. Выяснилось, что из-за большого наплыва туристов попасть в «Город Рассвета» можно только по предварительной записи. При этом запись по телефону невозможна. Администрация поселения при регистрации заявки на посещение города настаивает на личном присутствии каждого туриста, желающего попасть в Ауровиль… Пришлось нам на пару дней поселиться в Пудучерри и, оставив заявку, дожидаться своей очереди.

Пудучерри называют индийским Парижем. Бывший главный город французских территорий в Индии, Пудучерри был заложен в 1674 году Франсуа Мартеном. Пожилые индусы до сих пор здесь говорят по-французски, а величественные колониальные особняки носят имена прежних владельцев. В окрестностях Пудучерри более 150 храмов, многие из которых католические. Здесь расположен международныи центр по изучению и исследованию йоги, а также ашрам известнейшего бенгальского философа Шри Ауробиндо.

Именно этот духовный учитель положил начало идеям, которые привели к реализации проекта под названием Ауровиль.

Шри Ауробиндо (Ауробиндо Гхош, 18721950) был философом и поэтом, революционером и организатором национальноосвободительного движения Индии и вместе с тем проявил себя как выдающийся йогин. Он воспитывался на Западе, в духе английской культуры, к 20 годам завершил своё образование в Кембридже. Ауробиндо в совершенстве овладел древнегреческим и латинским, английским и французским, читал на немецком, итальянском и испанском языках. Вернувшись в Индию, он посвящает себя самостоятельному изучению санскрита, современных индийских языков, различных философских направлений и древних священных книг. Великий учитель работал над созданием новой интегральной йоги, которая должна показать связь духа и материи, не пытаясь отрицать реальность обоих. Цель интегральной йоги – не только освобождение человеческого сознания, но также глубокая трансформация физической природы человека как следующий этап в эволюции. Ауробиндо не ограничивает практикующих каким-либо определённым набором правил, а предлагает через работу, медитацию и открытость божественному устремиться к преобразованию сознания.

Вторым важным человеком, внесшим существенный вклад в развитие идей интегральной йоги, стала духовная сподвижница Шри Ауробиндо Мирра Альфасса (1878- 1973)*. В 1926 году, после шести лет совместной йогической практики, Ауробиндо передал Мирре руководство ашрамом и представил её ученикам под новым именем – «Мать», определив её как Аватару, воплощение высочайшей энергии Шакти. После ухода Ауробиндо Мать продолжила активно развивать идеи интегральной йоги. За время, когда она руководила ашрамом, он вырос в огромную общину. В 1951 году она создала школу, которая позже получила название «Международный образовательный центр Шри Ауробиндо». В 1968 году Мать основала Ауровиль, для чего у правительства Индии была выкуплена огромная территория пустынных земель на берегу Бенгальского залива. Вся концепция «города будущего» до самых незначительных деталей была полностью разработана Матерью.

В Ауровиле создана специальная финансовая служба, целью которой было избавление от обращения наличных денег. Сейчас все расчёты осуществляются безналично. Город обеспечивает своих жителей одеждой и продуктами питания в необходимых каждому количествах. Жильё тоже предоставляется администрацией города. Денежные средства в городскую казну поступают от отчислений предприятий, работающих на территории Ауровиля, и от частных пожертвований. Свою деятельность здесь осуществляют: Центр научных исследований, завод по производству метана из бытовых отходов, сельскохозяйственные и молочные фермы, консервный завод, компьютерный цех, строительные организации и различные ремесленные мастерские. Город во многом самостоятельно обеспечивает себя электроэнергией, полученной от солнечных батарей, покрывающих здесь огромные территории.

В культурном районе создан молодёжный центр, музыкальная студия, центр театральных представлений. В Ауровиле бурная культурная жизнь: постоянно организуются концерты, спектакли, художественные выставки. Образовательные учреждения состоят из двух яслей, одного детского сада, двух начальных и двух средних школ. Здесь функционируют различные творческие студии. Отдельно была построена комьюнити художников.

С самого начала строительства Мать говорила о том, что центром города станет «Парк единства», в котором будет построен «Павильон истины». Впоследствии это сооружение было названо в часть самой Матери – Матримандир (храм Матери). Здание представляет собой сферу, которой придана форма «яйца творения», высотой 29 метров и в поперечнике 36 метров. Это «яйцо» – символ супраментального сознания, появляющегося из материи Земли, как бы прорывающего земную кору. Оно золотого цвета, потому что золото – цвет супраментала2. Сфера покрыта 1400 золотыми дисками. Вогнутые диски диаметром 2,3 метра сделаны из армированного стеклопластика и имеют вес 210 кг; все они покрыты золотыми пластинами размером 4,5х4,5 см. Было изготовлено около двух миллионов таких пластин. Для того чтобы покрыть 8000 м2 поверхности дисков, было использовано около 20 кг чистого золота. Сфера Матримандира покоится на четырёх опорах в окружении 12 гигантских лепестков, напоминая раскрывшийся лотос. Внутри этих лепестков находятся 12 медитационных комнат, каждая из которых имеет свой цвет и представляет одно из следующих качеств: искренность, смирение, благодарность, настойчивость, устремление, восприимчивость, прогресс, смелость, доброта, щедрость, ровность, покой. Предполагается, что для усиления в человеке того или иного качества необходимо медитировать в какой-либо из этих комнат.

Туристическое посещение Ауровиля предполагает формальное ознакомление с жизнью города посредством просмотра фильма и архивных фотоматериалов, а также экскурсию в Матримандир в составе организованной группы. После прохождения необходимых регистрационных процедур, нас определили в группу, и мы поэтапно прошли фотогалерею, кинозал и наконец добрались до восхитительного золотого Матримандира. Перед входом в сакральную сферу нам предложили снять обувь, как это принято во всех индуистских храмах. Поднявшись по ступеням лестницы, ведущей внутрь, мы попали на первый уровень.

Стены помещения филигранно отделаны кусочками белого и серого мрамора. Здесь, разместившись на одной из каменных скамей, необходимо надеть специально приготовленные одноразовые белые носки. Для того чтобы продолжить движение по Матримандиру, нужно пройти сквозь узкий дверной проём из мраморных блоков, символизирующих усилие на пути интегральной йоги. За ним открывается внутреннее пространство гигантской сферы. Двойная спиральная мраморная лестница, изящно закручиваясь, уходит вверх на фоне мягкого карамельного свечения стен. Этот золотисто-розовый свет имеет оттенок цветка гибискуса, который Мать назвала «Красота супраментальной любви». Для того чтобы создать поверхность, излучающую именно такой свет, было изготовлено 756 треугольных рам, поверх которых натянули специальную ткань из стекловолокна, сотканного особым образом. Золотисто-розовое свечение обеспечивают 1284 электронных модуля, в каждом из которых установлено 4 мощных светодиода. Интенсивность свечения регулируется специальным компьютером.

Спирально закрученные дорожки-пандусы, опоясывающие внутренний контур строения, связывают уровни Матримандира. За счёт достаточной протяжённости они имеют незначительный уклон. Поднимаясь вверх по белоснежному ковровому покрытию дорожек, в атмосфере полного молчания, невозможно отделаться от ассоциации с голливудскими фильмами, где герои для выполнения особой межгалактической миссии неспешно движутся по космолёту к главному пульту управления кораблём. При входе в главный медитационный холл нас ещё раз предупреждают о сохранении абсолютной тишины. Не разрешается даже кашлять… Наконец, вот оно – сердце Матримандира! Войдя в помещение через мраморные двери холла, мы стали очевидцами удивительного, фантастического зрелища. Белейшее ковровое покрытие плавно перетекало в такого же цвета мраморную облицовку стен. В центре просторного зала находился хрустальный шар в окружении 12 белых восьмиметровых колонн. Откуда-то сверху на кристалл опускался луч света. Рассеянный шаром свет ровно освещал всё помещение. Других источников света здесь не было. Но самым удивительным было то, что благодаря особому световому эффекту и гениальному инженерному решению, связанному с системой кондиционирования, вместо потолка было светящееся белое облако, похожее на утренний туман. Таким образом, массивные колонны просто уходили в «небо». Нашей группе было предложено расположиться вдоль стен для медитации.

Огромный белоснежный ковёр, на котором мы разместились, был изготовлен в Агре из смеси тончайшей шерсти мериносовых овец, импортированной из Новой Зеландии. Он был соткан на специально разработанном ручном ткацком станке. Шесть месяцев понадобилось десятку мастеров, чтобы изготовить 12 секций ковра, полностью покрывающих весь пол зала. Кристалл был изначально определён Матерью как главный объект медитационного зала. Она подчёркивала, что игра солнечного света в центре – это очень важно, поскольку символизирует будущую реализацию.

Хрустальный шар весом 400 кг и диаметром 70 см покоится на кубической подставке, состоящей из символов единения человеческого и божественного, выбранных Шри Ауробиндо в качестве своей эмблемы. Кристалл сделан из оптически чистого стекла немецкой компанией Schott и после этого отполирован в компании Zeiss. Литьё с использованием специально изготовленной для этого формы заняло 15 часов. Охлаждение продолжалось в течение пяти недель. Далее был долгий процесс полировки… Литьё было выполнено в 1987 году, а в Матримандир кристалл прибыл в 1991-м. Столб света, падающий на шар, – это лучи солнца, отражённые и направленные в зал гелиостатом, который управляется специальным компьютером, задающим точную ориентацию зеркал на солнце. В ночное время свет приходит от точечных светодиодных источников, установленных в верхней части купола.

Спустя 20 минут нам подали сигнал о том, что пребывание в Матримандире подошло к завершению. После экскурсии наша группа медленно стала таять, растекаясь по многочисленным дорожкам садов Ауровиля. Нырнув в протяжённый тоннель из зелёных насаждений, мы побрели к зданию администрации – исходной точке нашего знакомства с городом. Вокруг административного корпуса сгруппировались строения, в которых располагались магазинчики, заполненные продукцией, созданной ауровильцами: одежда, предметы интерьера, товары для здоровья, продукты. Всё это с энтузиазмом раскупается толпами туристов.

Многим гостям Ауровиль представился красивой и яркой картинкой, ведь образ благополучной жизни в Ауровиле поддерживается при помощи многочисленных информационных средств, а также специальной группой ауровильцев, работающей с туристами. Узнать о реалиях повседневной жизни жителя «свободного города» со всеми его бытовыми и социальными проблемами не так просто. Но мы решили попробовать это прояснить. В административном корпусе нам сообщили, что русскоговорящих в городе постоянно проживает около 30 человек, однако на нашу просьбу устроить с кем-либо из них встречу ответили отказом, сославшись на всеобщую занятость. Наше обращение случайно услышал работник сада – пожилой европеец. Он подошёл к нам и сказал, что его сосед по комнате русский и что, возможно, он пожелает с нами поговорить. Коротко обсудив что-то по телефону, он утвердительно кивнул и сказал, что его друг подойдёт через 20 минут. На встречу пришёл высокий худощавый парень по имени Евгений. В Индию он приехал из Минска четыре года назад. Пару лет он пребывал в духовных поисках, проживая в различных ашрамах, разбросанных по всей стране, пока не открыл для себя учение Шри Ауробиндо. Два года Евгений живёт в Ауровиле.

На наши расспросы об условиях проживания в городе и его личных ощущениях от пребывания в этом месте, он ответил: «Мне здесь очень комфортно. Знаете, ведь степень вашего довольства определяет баланс двух составляющих – цели, с которой вы сюда приехали, и наличия возможностей для достижения желаемого. В моём случае всё сложилось удачно. Для многих Ауровиль – это экологическая деревня с прекрасным климатом, тихое уединённое место. Для других – город инноваций, собрание творческих людей, мастеров своего дела. А для таких, как я, – это Матримандир и живой контакт с духовным наследием Шри Ауробиндо и Матери. Прежнее моё существование в Минске – как будто прошлая жизнь, далёкое эхо, в котором я сейчас не обнаруживаю никакого смысла. Здесь, напротив, я каждый день «штурмую» новые духовные высоты».

Буквально неделю назад город выделил Евгению собственное жильё. Но вначале, по его словам, городской совет несколько месяцев рассматривал его кандидатуру как претендента на статус постоянного жителя «города Рассвета». Лишь спустя некоторое время закончился испытательный период, и Евгений стал полноправным членом этого духовного сообщества. По профессии он электрик, и его знания и умения всегда востребованы в поселении, всячески развивающем инновационные технологии. Предложив нам пройтись, он продолжил свой рассказ: «Вы должны будете доказать свою нужность городу, если захотите стать его частью. Это место не для тех, кто привык целыми днями сидеть в позе лотоса. От вас потребуется самоотдача. Здесь все работают, но всё посильно, можно сказать легко».

Из беседы выяснилось, что многие разочаровываются и уезжают из Ауровиля. На вопрос, в чём причина этой неудовлетворённости, Евгений ответил: «Ауровиль это интернациональное сообщество – весь мир в концентрированном виде. Когда вы задаётесь вопросом, почему здесь не всё идеально, то ответ очевиден – каков мир, таков и Ауровиль. По моему глубокому убеждению, в Ауровиле недостаточно быть просто общительным и добрым человеком, нужно быть глубоко понимающим и претворяющим в жизнь идеи Шри Ауробиндо и Матери. Основная цель пребывания в Ауровиле – это индивидуальная и коллективная духовная эволюция. Не все об этом помнят. Выполняя свою повседневную работу, необходимо понимать, что это не чья-то прихоть и не эксплуатация, а ваш собственный вклад в дело эволюции. Это всё должно идти от сердца, тогда и жизнь здесь будет в радость».

Я попросил Евгения раскрыть значение термина «духовная эволюция». Он ответил, что подход Ауробиндо в этом вопросе имеет принципиальные отличия от других духовных учений. На минуту задумавшись, он произнёс: «Подавляющее большинство восточных религиознофилософских школ ставят перед собой целью освобождение от земных оков, чтобы обрести покой в Брахмане или в Нирване. Ауробиндо утверждает, что это не цель, а лишь этап. Конечным он видит беспредельный рост сознания, кульминацией которого является именно земное свершение. Человек – переходное существо, и за эволюцией видов стоит эволюция сознания».

Вот так, начав диалог с обсуждения бытовых проблем жителя города, мы перевели наш разговор в духовное русло. Да разве и могло быть иначе в общении с таким человеком? В продолжение беседы мы решили выяснить, какие же методы он использует для духовной эволюции. Подняв указательный палец вверх, словно указывая на нечто незримое, но крайне важное, он ответил: «Начинать надо со спокойного наблюдения за тем, что происходит внутри, чтобы постепенно отстраниться от возможных мыслей, чувств. Затем необходим призыв к силе Шакти. В йоге Ауробиндо энергетические центры – чакры – открывает не восходящая сила Кундалини, а нисходящая Шакти в обратном порядке. В этом ещё одно принципиальное отличие интегральной йоги от других учений. Когда поток Шакти проходит вниз, вы, сотрудничая с ним, предоставляете силе возможность работать в теле самостоятельно и определять ей самой, что необходимо оставить, а от чего нужно избавиться. Вот и вся практика».

Ещё он поведал, что не особо интересуется культурной жизнью города, но зато ежедневно бывает в Матримандире, где наиболее интенсивно испытывает нисхождение силы Шакти. Увидев у нас живой интерес ко всему, что он излагал, Евгений предложил присоединиться к числу претендентов на гордое звание «житель города Рассвета», пообещав походатайствовать за нас в городском совете. Поблагодарив за предложение и за содержательный диалог, мы простились с Евгением, пожелав ему новых духовных свершений.

Надо признать, что в какой-то момент, движимые доброй завистью, мы ощутили соблазн присоединиться к этому празднику жизни и духа. На фоне размеренной и спокойной жизни ауровильцев, наша жизнь в российских реалиях увиделась как череда непрекращающихся трудностей. Но, с другой стороны, ведь именно борьба есть непременное условие всякого развития. То, какими мы стали, со всем нашим пониманием действительности, – заслуга непростых жизненных обстоятельств, составляющих нашу повседневность. Как известно, лотос, ставший символом эволюционной йоги Шри Ауробиндо, распускается в грязи, среди болота… За почти полувековой период Ауровиль так и остался лабораторией по созданию нового типа человеческих взаимоотношений. Процесс этот не завершён. Тем не менее, тысячи людей определили для себя и своих детей это место как наилучшее для жизни и развития. Пожелаем и мы им удачи.

Сергей СЕМЕНЕЦ


*Родилась в Париже в турецко-египетской еврейской семье. С юности увлекалась различными духовными практиками, оккультизмом; пробовала свои силы как художник и драматург. С 1910 года вела переписку с Шри Ауробиндо. В 1914 году состоялась первая встреча их в Пондишери. В 1920 перебралась в Индию, где стала спутницей и сподвижницей Шри Ауробиндо. – Прим. «НиР».

**Шри Ауробиндо пояснял: «Под супраменталом** я подразумеваю Сознание-Истину, пребывающее как над универсумом, так и в нём самом, благодаря которому Божественное знает не только свою изначальную сущность и бытие, но и своё проявление. Его главной отличительной особенностью является обладание знанием через отождествление: благодаря отождествлению оно обладает знанием высшего «Я», Божественной Сат-Чит-Ананды, а также истины проявленного мира…». – Прим. «НиР».