Февраль 2018

5 Фев 2018

Мужчины в эпоху перемен

Размышления накануне главного мужского праздника

Людмила ЛАВРОВА

…Россия начала XXI века. Общество, пройдя социально-экономическую ломку, криминальные разборки и кровавые конфликты, вступило на путь капитализма – и вчерашние «бойцы» за демократию и «свободный рынок», за «вхождение в мировую цивилизацию» бросились на поиски своего места и роли во взбаламученном море постсоветской реальности. Что же происходило на этом переломе с нашей (пока ещё!) «сильной половиной»?..


Тайный подвиг патриарха

Александр ПУТЯТИН

В «просвещённых европах» на политической сцене блистают хитроумные талейраны, завоёвывают сердца людей логически-безупречные жан-жаки руссо, строят могучие государства прозорливые кардиналы ришелье и разрабатывают военную стратегию гениальные густавы- адольфы. В нашей стране все войны выигрывает Женераль Мороз… Ну, а политические победы, как учат нас те же «европы», приходят к нам сами – это просто отклик сердобольной старушки-судьбы на прославленную Бисмарком «непредсказуемую русскую глупость»…


Место Пробуждения

Сергей СЕМЕНЕЦ

Один из крупнейших штатов Центральной Индии – Бихар. Его название происходит от санскритского слова вихара (монастырь), что вполне оправданно для места, в котором зародился и набирал свою силу буддизм – первая в истории религия, создавшая организованное монашество. На территории штата расположено небольшое поселение Бодхгая (Бодх-Гайя), «Место Пробуждения возле Гаи», считающееся самым священным местом буддийского мира. Здесь, на берегах реки Фалгу, под деревом Бодхи, более двух с половиной тысяч лет назад – по некоторым подсчётам, 2535 – царевич Сиддхартха Гаутама обрёл просветление и стал Буддой. Бодхгая для буддистов наиболее почитаемое из четырёх мест паломничества, связанных с жизнью Будды, к которым также относят Лумбини, где родился будущий Будда, Сарнатх, где он впервые дал разъяснение о своём учении, и Кушинагар, где Будда покинул этот мир, перейдя в Паринирвану. Сегодня Бодхгая – крупнейший буддийский религиозный центр, где насчитывается более 150 культовых построек. Различные страны, на территории которых развито то или иное направление буддизма, построили в Бодхгае свои храмы и монастыри в характерном для их культур архитектурном стиле. Здесь сосредоточены различные буддистские общества, проводящие обучающие семинары и медитационные курсы. Ежегодно Бодхгаю посещают более 400 тысяч туристов и паломников. Далай-лама регулярно проводит здесь декабрь и январь; в эти месяцы вслед за ним в селение съезжаются «на зимовку» тибетцы из Дхармасалы.


Возвращение Рериха. Возвращение к Рериху

Валерия ДАРАГАН

Непростым был этот путь, через тернии и судебные разбирательства, но два года назад пожелание Святослава Рериха наконец было выполнено – в Москве по решению Министерства культуры РФ создали музей Рерихов. Учитывая вклад Государственного музея Востока в сохранение и популяризацию рериховского наследия, Государственный музей Рерихов стал филиалом ГМВ. И не случайно основным девизом нового музея стала фраза «Вернуться к Рериху». То есть – избавиться от затуманивающих общую картину наслоений, домыслов, абстракций и попытаться восстановить во всей ясности образ интереснейшего человека, талантливого деятеля своей эпохи, «величайшего интуитивиста», как справедливо называл его Максим Гор кий, но в первую очередь – ярчайшего художника, обогатившего русскую и мировую культуру. И судя по тому, каким успехом пользовалась недавняя (20 декабря 2017–17 января 2018), даже не имевшая особо звонкой рекламы выставка «Николай Рерих. Восхождение», направление для работы музеем было выбрано верное.


Танка: «правильно и красиво, чисто и лучезарно»

О. Б.

Так называется главный жанр буддийского живописного искусства – его замечательный образец вы видите на первой обложке этого номера. О нём будет здесь рассказано, но сначала скажем о человеке, создающем такие произведения. Это Николай Николаевич ДУДКО, которого специалисты и коллекционеры называют лучшим в мире художником, работающим в жанре танка. У многих это вызывает удивление и даже недоверие: как человек, выросший в среде, далёкой от буддийского мира, получивший изначально европейское образование (Киевский художественный институт имени Тараса Шевченко), уже 30 лет вместе со знаменитыми мастерами буддийского искусства, родившимися в странах буддизма, открывает людям глубокие его смыслы, и почти все его работы освящены великими ламами?.. Сам художник убеждён, что его жизненный путь определён кармой – согласно учению о карме, действия живого существа в прошлых перерождениях проявляются в нынешней его жизни. Духовные поиски привели художника к жанру танка, он ясно почувствовал своё призвание – изображать священные образы буддизма, писать буддийские иконы, как называют у нас танка. Это была потребность души. «Если занятие определено кармой, оно найдёт тебя само», – говорит Николай Дудко.

  • Тайный подвиг патриарха
  • 700 – число позитивное