Октябрь 2018

1 Окт 2018

Свежий ветер с Востока

Сергей АНТОНЕНКО

Сегодня Россия, как это уже неоднократно бывало в её истории, стоит на цивилизационном распутье, перед выбором – с кем по пути ей двигаться в будущее.Pax Americana, о свободном вхождении в который грезили идеалисты-либералы 1990-х, явно не готов принять нас в свои объятия. Да и перспективы американского глобального проекта, подмявшего под себя и уже почти полностью ассимилировавшего Европу, оказываются на поверку весьма туманными. Шаткость «цифровой», «интеллектуальной», а по сути – виртуальной, непроизводительной экономики; неподкреплённость позиций доллара в качестве универсальной мировой валюты; демографические и гендерные проблемы; противоречия «золотого миллиарда» с «большим Югом», первым, ещё довольно слабым симптомом нарастания которых стал миграционный кризис; коллапс традиционных институтов сохранения и передачи социального опыта – школы, семьи, общественной нравственности, трудовой морали… Вот лишь краткий перечень вызовов, с которыми сталкивается западный мир.


Древо поэзии едино

Сергей АНТОНЕНКО

В июньском номере журнала мы представляли вам, дорогие читатели, книгу «Караван вечности», в которую русский поэт Юрий Михайлович Ключников собрал свои вольные переводы суфийской поэзии VIII–XX веков. И вот новая книга его переводов – он тоже назвал их вольными (и даже свободными переложениями) – теперь уже поэзии китайской. Она называется «Поднебесная хризантема»..


«Строем» добро не делается

Среди множества вопросов, обсуждавшихся участниками Восточного экономического форума – 2018, была и такая актуальная и во все времена важная тема, как проблемы волонтёрского движения. Ознакомившись с озвученными мнениями и отталкиваясь от них, своими размышлениями делится с нашими читателями руководитель добровольческого движения «Даниловцы» Юрий БЕЛАНОВСКИЙ.


Истоки благие

Анастасия БУЛАТОВА

Продолжение. Начало в № 9

Роль социального добровольчества в Византии нам, россиянам, важно прояснить для того, чтобы понимать, как именно проходило становление организованного добровольчества во всей восточнохристианской ойкумене, частью которой является и Древняя Русь. Киево-Новгородская, а затем Московская Русь была прилежной ученицей Константинопольской империи в отношении многих социальных практик.


«…Митрополиту Киевскому быть под благословением Святейшаго Патриарха Московского»

Нынешнее острое, грозящее расколоть православный мир противостояние между Константинопольским и Московским патриархатами стало для многих неожиданностью. Корни конфликта вокруг канонического статуса Киевской митрополии и всей Украинской Церкви уходят в глубину столетий: для того чтобы составить объективное представление о проблеме, необходим экскурс в историю событий более чем трёхвековой давности. К сожалению, сегодня в СМИ редко можно встретить документально обоснованный, опирающийся на источники комментарий об истоках сложившейся межцерковной ситуации; преобладают сугубо эмоциональные выступления… Наш журнал, верный принципу не разжигать, а, напротив, умирять страсти, предлагает читателям справочный комментарий, подготовленный известным историком-архивистом, знатоком истории XVII века, заместителем директора Российского государственного архива древних актов Юрием ЭСКИНЫМ. Юрий Моисеевич отвечает на вопросы о том, какова была предыстория вхождения Киевской митрополии в подчинение Московской патриархии, как фактически произошло это событие, какие документальные архивные источники содержат сведения о нём.


«Есть что-то прекрасное в созерцании того, как нищие несут своё бремя…»

Марианна МАРГОВСКАЯ

Урождённая Агнес Гондже Бояджиу, католическая монахиня, известная во всём мире как мать Тереза, стала одной из знаковых фигур ХХ века, превратившись в сознании миллионов людей в символ бескорыстного, самоотверженного милосердия. Её обширная миссионерская деятельность была отмечена множеством высочайших наград международного уровня, среди которых Темплтоновская премия за прогресс в религии, Золотая медаль Конгресса США и, наконец, высшая из возможных – Нобелевская премия мира. В 2003 году Римско-Католическая Церковь причислила монахиню к лику блаженных, а 5 сентября 2016 года, в девятнадцатую годовщину её смерти, Папа Римский Франциск перед стотысячной толпой собравшихся на площади Святого Петра в Ватикане объявил о причислении Терезы Калькуттской к лику святых…

Но чем дальше отодвигается от нас во времени образ матери Терезы, тем больше сомнений возникает на её счёт. Так ли уж однозначна личность этой хрупкой, невысокой женщины с неизменной улыбкой на лице? И что за сердце на самом деле билось под строгим монашеским одеянием?..


«Настоящая любовь полна боли»

С.А.

В сегодняшнем вале «разоблачений» матери Терезы (для католиков – святой Терезы Калькуттской), конечно, нетрудно различить простое и древнее злорадное удовлетворение при известии об оступившемся праведнике. Но есть в этих публикациях и более глубокий пласт, связанный с пониманием, а точнее – с непониманием современным миром сути и побудительных мотивов христианского добровольчества.


Неукротимая энергия творчества

Картины Геннадия ЛЫСАКА стали появляться на обложках журнала «Наука и Религия» с 1993 года. Самое большое внимание читателей привлекла тогда его работа «Чаша Грааля», и они не ошиблись – эта композиция была отмечена в 1994 году дипломом Всемирного конгресса астронавтов – за оригинальное фантастическое видение. Сам же художник уже тогда писал, как важно для него «отрешиться от суеты мира сего и ощутить себя бесконечно малой частицей Макрокосмоса». С тех пор он написал ещё много прекрасных картин – лучшие из них публиковались в нашем журнале. В прошлом году художнику исполнилось 50 лет, и культурная общественность дружно отметила его творческий рост и поразительную работоспособность, неиссякающее вдохновение…


Бахчисарай: ханский и христианский

Айшат ТЕМИРОВА

Многим знакомы эти строки из стихотворения Пушкина «Фонтану Бахчисарайского дворца». Поэт на века задал изящному, но скромному дворцовому сооружению статус главной достопримечательности Бахчисарая и одного из самых узнаваемых образов Крыма. Между тем, «Фонтан слёз» далеко не уникален – в мусульманском мире распространены подобные пристенные водолеи. Тип этих сооружений именуется «сельсебиль», от арабского «Сальсабиль» – упомянутый в Коране один из водоёмов Рая, из которого праведники будут пить вино, смешанное с имбирём.


«Страна Снегов» побуждает к созерцанию

Представляем читателям фотоэтюды, сделанные членом Русского географического общества Владиславом ШАПОШНИКОВЫМ во время частной экспедиции в Тибет. Самое большое на земном шаре нагорье давно заслужило славу страны мистической – святой и страшной одновременно. Амбивалентность тибетской духовности отражена даже в местной буддистской литературе. Так, в одном из канонических сочинений говорится, что Будда Шакьямуни предсказал: основанная им религия расцветёт впоследствии в том «снежном царстве, которое населено злокозненными духами и демонами» и которое не смог ещё обратить к дхарме «ни один будда прежних трёх времён». Кстати, происхождение своё тибетцы возводили к брачному союзу обезьяны (облик которой принял бодхисатва милосердия Авалокитешвара) и одной из тех самых злокозненных демониц…


В поисках странной истины

Фолк-хистори, параистория, самодеятельная история, негационизм, ревизионизм, «альтернативщина»… Все эти термины, недавно вошедшие в нашу практику, относятся к одному явлению – всё более широкому распространению радикального сомнения в том образе прошлого, который предлагает нам академическая наука. «Альтернативные миры» множатся, усложняются и обретают новых поборников. Защитники официальной (или, как ещё говорят, конвенциональной) точки зрения на историю, в свою очередь, оттачивают свои аргументы, ищут прогрессивные формы подачи информации… Однако до сегодняшнего дня не сформирована площадка для спокойного и непредвзятого обсуждения как самого явления альтернативной истории, так и феноменов, не вписывающихся в общепринятую историческую парадигму. Мы убеждены, что журнал «Наука и Религия», всегда выступавший за диалог различных форм знания, способен внести свой вклад в формирование подобной дискуссионной и исследовательской платформы. На протяжении многих лет публикации «НиР» доносили до нашей аудитории точки зрения академических учёных и независимых искателей, визионеров и рационалистов. Мы рассказывали и рассказываем о непознанном, о загадках минувшего и открытиях современности.

Новый интеллектуальный проект, в котором участвует редакция, – дискуссионный интернет-клуб «Исторический аудит» (https://niraudit.ru/project.html). Он создан специально для обсуждения, всестороннего рассмотрения и научной апробации новейших гипотез, касающихся прошлого России и всего человечества. Приглашаем в клуб всех друзей журнала! Мы предлагаем вниманию читателей эксклюзивный материал Сергея ЗУБОВА, администратора и модератора «Исторического аудита», исследователя интеллектуальных горизонтов современности. В качестве примера острых, но конструктивных дискуссий, которые развернутся между «альтернативщиками» и «академистами» на наших виртуальных страницах, мы публикуем ответы на вопросы об истории Санкт-Петербурга кандидата искусствоведения, заведующего сектором Свода памятников Государственного института искусствознания Алексея ГРИЦА.

Обращаясь к неоднозначной и провокативной теме альтернативной истории, вспомним известные слова Клайва Льюиса: «…человеку же культурному приходится видеть, что мир очень сложен, и что окончательная истина, какой бы она ни была, обязана быть странной».


Санкт-Петербург: обоснованны ли сомнения в официальной биографии города?

На вопросы клуба «Исторический аудит» отвечает постоянный автор «НиР», историк архитектуры, специалист по русскому зодчеству XIX века, кандидат искусствоведения Алексей ГРИЦ. Полный текст беседы читайте на сайте клуба «Исторический аудит»


Политическая лакуна

Григорий КВАША

Продолжение. Начало в № 7

Нильс Бор однажды сказал о некой гипотезе, что она недостаточно безумна, чтобы быть истинной. Звучит парадоксально, но сколько раз доказана правота великого учёного! Именно теории, противоречащие общепринятым, устоявшимся положениям, совершали прорыв в науке и открывали истинные закономерности. Теоретическая история существует 30 лет, и всё это время возникает вопрос: совершила ли она некий прорыв в понимании закономерностей исторического процесса?

Да, она заявила о существовании двух стационарных миров (Восток и Запад), в которых живёт человечество (как оказалось, не всё), но это известно: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут», – давно и справедливо заметил Редьярд Киплинг. То, что в стационарных мирах существует некий постоянный ритм, тоже вряд ли вызовет волну возражений. Ритм – наш постоянный спутник: за весною следует лето, за вечером ночь и так далее. Не вызывает большого удивления, что в жизни человечества есть периоды (12 лет), фазы (36 лет) и циклы (144 года)… Разве что кто-то поспорит насчёт длины фазы или жёсткости границ (одни любят «пожёстче», другие «помягче»: вместо «36 лет» напишут «30–40 лет»). Что касается обнаруженного теорией порядка следования периодов (за политикой экономика, далее идеология и снова политика), то здесь наверняка найдутся оппоненты, но и они согласятся, что такой порядок, такая точка зрения имеют право на существование.

Но на этом согласие с традиционными представлениями и заканчивается… В теории появляется то самое «безумие», о котором говорил Нильс Бор, появляется много такого, что обыденному сознанию понять непросто. Появляются квантование, обратная логика и – самое «страшное» – Политическая лакуна в историческом процессе. О ней и пойдёт речь в статье.


Выбор за нами!

Уникальные исследования, проведённые во второй половине прошлого века учёными-геофизиками, к числу которых принадлежит ныне здравствующий Игорь Николаевич Яницкий, убедительно показали, что Земля – живой организм, предельно энергонасыщенный и саморегулирующийся. Природные проявления Земли не случайны, а участившиеся в последнее время стихийные катаклизмы – это реакция нашей планеты на резкое снижение нравственного уровня современного общества. Автор публикуемой статьи – член-корреспондент Международной Академии Духовного Единства Народов Мира (МАДЕНМ) Лилия Константиновна МУРАВЬЁВА уверена, что в сложившейся ситуации необходима духовная трансформация личности методом Сахаджа Йоги – учения, открытого Шри Матаджи Нирмалой Деви.

Лилия Константиновна впервые познакомилась с этим учением 26 лет назад и с тех пор практикует метод медитации, способствующей духовной трансформации личности. На собственном опыте она убедилась в преимуществах жизни, руководимой духовной силой, а не собственным эго, – как для самого человека, так и для общества в целом. Она уверена, что опыт людей, практикующих Сахаджа Йогу, может помочь улучшить нравственную атмосферу в нашем обществе, решить проблемы здравоохранения, образования, культуры, социальной и других сфер. Предлагаем вашему вниманию её размышления на эту актуальную тему, основанные на знаниях, данных Шри Матаджи в её лекциях, а также в книге «Метасовременная эпоха».


Летит, как будто снег, цвет сливы мэйхуа…

Китайская живопись появилась в глубокой древности. Её рождение учёные ещё недавно относили к IV веку нашей эры, но новейшие археологические находки отодвинули этот срок по меньшей мере на тысячу лет назад, а то и дальше в глубь веков. А если считать первыми образцами этого искусства узоры и изображения людей и животных на расписной китайской керамике эпохи неолита, значит, его возраст пять–шесть тысяч лет. Как бы то ни было, произведения китайских художников, созданные в различные эпохи – очень далёкие и более близкие к нашим временам, вплоть до нынешних, – признанный всеми драгоценный вклад в мировую культуру, совершенно особенное явление, не имеющее в ней аналогов. Живопись Поднебесной подчинена строгим канонам, не меняющимся в течение веков. С точки зрения европейцев, она необычна и загадочна. Она насквозь символична и иносказательна. На эти картины надо не только просто смотреть и любоваться совершенством линий и сочетанием красок – их надо уметь читать, ибо в них тайнопись и глубины смыслов. Своим верным путём они вводят человека в великий мир природы, которая только и может научить его понимать прекрасное и высокое на этой Земле. И потому китайские художники стремились передать дух изображаемого. Они старались передать лирическое переживание, настроение, возникающее от общения с природой, призывая слиться с ней, постичь её тайны. И потому китайская живопись поэтична – такова её органическая черта. «Поэзия – это лишённая формы живопись; живопись – это обретшая форму поэзия» – говорится в старинном трактате об искусстве.

«Вглядываясь в совершенные формы растений, передавай их истинную сущность. Через внешнее сходство воспроизведи их дух. Достижение этого зависит от руки, от совершенства штриха. Поистине невозможно это выразить в словах – тайна этого лежит в сердце» – этот совет знает каждый китайский художник, ибо он, конечно же, изучил «Слово о живописи из сада с горчичное зерно» – основной источник знаний по традиционной китайской живописи, сочинение XVII века.

Непросто приобщиться к тайнам китайской живописи. Но если вас заинтересует это замечательное явление мирового искусства, публикуемая статья культуролога Светланы ГУДИМОВОЙ поможет вам в его постижении.