Июнь 2021
Весна 45-го года…
Ольга БРУШЛИНСКАЯ
…Небольшой городок на Северном Кавказе, мы живём с бабушкой в её доме. Родители с сестрёнкой – в отдалённом районе Кабарды, где нет для меня школы. А я ученица 4-го класса, на следующий год будет уже совсем другая учёба, с другими учителями и совсем взрослыми предметами! Мне нравится у бабушки, особенно люблю огромные кусты во дворе – это сирень, яркая, душистая и какая-то праздничная. А мы – в ожидании праздника…
Дети и война глазами русских художников
Ольга БРУШЛИНСКАЯ
Вторжение войны, несущей боль, горе и смерть, в мир детства, который в русской культуре традиционно светел, радостен, лиричен, – тема необычайно сложная. Её может достойно отразить лишь по-настоящему сильный мастер. Мало кто из зрителей будет равнодушен к произведениям, посвящённым этой теме. И потому для незрелого художника здесь есть опасность подменить глубокую духовную работу поверхностной эмоциональностью – на уровне нагнетания «ужасов» или сентиментальных деталей. Можно с уверенностью сказать, что полноценное осмысление проблемы «дети и война» в русской художественной традиции связано именно с периодом Великой Отечественной… Первая мировая война практически не породила в России проникновенных произведений, посвящённых детству; в 1920–1930-е годы мастера предпочитали обращаться лишь к пафосно трагическим и/или романтическим образам «юных героев». Но в «сороковые, роковые» в художественную трактовку темы детства в связи с войной вносится много нового, и сама эта проблематика получает развёрнутое, объёмное освещение. На живописных полотнах, в графике и в скульптуре представлены не только маленькие герои, но и дети-жертвы, отроки и совсем малыши, стоически переносящие трудности…
В эти и последующие годы обращение к детским образам также давало возможность лучшим мастерам по-иному представить военный быт (когда, не будем забывать, «до смерти четыре шага») – с задушевной искренностью, без официального триумфализма или маскулинной брутальности а-ля «броня крепка и танки наши быстры».
Редакция попросила прокомментировать тему, выделив несколько картин, ставших вехами в её развитии, искусствоведов, старших научных сотрудников Государственной Третьяковской галереи Веру ГОЛОВИНУ и Ольгу КУПРИНУ. Мы также представляем вниманию читателей небольшую подборку произведений советских и недавних лет, отражающих жестокое столкновение детства и войны
Небесная механика Николая Козырева
Ольга ПАХОМОВА-СКРИПАЛЁВА
Окончание. Начало в № 5
Многолетние исследования Николая Александровича Козырева в области астрофизики и, конечно же, удивительные факты в его полной трагизма и подвига жизни подвели учёного к мысли о том, что в прошлом как будто уже заложено будущее. Это касается не только причинно-следственных связей, теории вероятности, но и некой таинственной связи между настоящим и устремлением (проекцией, вектором) настоящего как вперёд (в будущее), так и назад (в прошлое). В любом случае связь времён, уверен Козырев, должна проявляться в том числе и в физических законах. Он выдвинул гипотезу, что прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно!..
Техника и бытие
Беседовала Анна КУЗНЕЦОВА
Обладая огромной эрудицией в различных областях, основным направлением своей деятельности Дмитрий Николаевич КОЗЫРЕВ, кандидат философских наук, избрал философию техники. Он – достойный преемник своего знаменитого отца, астрофизика Николая Александровича Козырева. Будучи доцентом кафедры социальных наук, Дмитрий Николаевич отдаёт много сил просвещению студенчества в двух передовых петербургских университетах. Его работа «Век техники – век инструментального разума», неоднократно упоминаемая в нашей беседе, создана в принципах строгой научной селекции и духе вдохновительной петербургской поэтики…
«Соль земли» поможет создать материалы будущего
Беседовала Наталия ЛЕСКОВА
В тематической «сетке» Года науки месяц июнь посвящён новым технологиям и материалам. Разработки, инновации в этой сфере имеют прямое отношение к жизни каждого из нас, хотя путь от лабораторных экспериментов до производства далеко не всегда прямой и очевидный. Обывателю сложно бывает даже предположить, что кипящие в пробирках жидкости – это прообразы наделённых уникальными свойствами материалов, которые дадут нам принципиально новые возможности во всех областях, включая такую важнейшую, как медицина. На основе этих хитрых соединений в нашей стране прямо сейчас возрождается силиконовая промышленность, без которой, оказывается, у нас нет будущего. Институт элементоорганических соединений имени академика А. Н. Несмеянова (ИНЭОС РАН) когда-то был лидером в этой области – а сейчас ему предстоит вернуть нашей стране позиции одной из мировых силиконовых держав. Задача не из лёгких, но вполне выполнимая, уверен академик РАН Азиз МУЗАФАРОВ, заведующий лабораторией кремнийорганических соединений ИНЭОС, основатель и руководитель научной школы «Макромолекулы-частицы – новая форма высокомолекулярных соединений».
Дорогу осилит идущий
Марина ГЕВОРКЯН
Вот уже тридцать лет, как вместе с распадом СССР понятие «плановая экономика» вроде бы перешло в разряд архаичных, отсталых, не соответствующих мировому рынку. Но поскольку без планирования вообще невозможна никакая деятельность – ни отдельно взятого человека, ни государства, то было введено, разве что из желания соответствовать терминологии наших «партнёров», понятие дорожная карта (на англ.– Technology road mapping) – это пошаговый сценарий развития определённого объекта. В этом сценарии увязываются между собой видение, стратегия и план развития системы и даётся наглядное представление о его основных этапах по принципу «вчера – сегодня – завтра».
Каменная летопись Великого Шёлкового пути
Дмитрий ЖУКОВ
Мы приехали в Каримабад, город, расположенный на западном берегу реки Хунза в северной провинции Пакистана Гилгит-Балтистан, глубокой ночью. Совершенно уставшие, проведя в машине практически 17 часов (чистое время нашей езды по Каракорумскому шоссе), мы заснули крепчайшим сном в городском отеле, несмотря на лютый холод, по какой-то странной причине царивший в номере. Утром всё стало понятно: форточка занавешенного тяжёлыми шторами огромного, от пола до потолка, окна эркера не закрывалась. Царившая в комнате горная свежесть бодрила и уносила прочь желание подольше поваляться в кровати…
Мастер-перфекционист, творивший без рук и ног
Беседовал Сергей АНТОНЕНКО
В апреле в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева прошла выставка «Вопреки невозможному. Нерукотворные иконы Григория Журавлёва». Уникальный иконописец (годы его жизни – 1860–1916) из села Утёвка в Самарском крае известен не только среди ценителей духовного искусства. Родившись с тяжёлым генетическим нарушением – ручки и ножки у младенца не действовали и не развивались, так и остались на всю жизнь «сохлыми», Григорий смог освоить рисунок и живопись, став вначале художником-самоучкой, зарабатывавшим демонстрацией своего искусства на ярмарках, а затем и признанным по всей России мастером, главой кружка учеников-иконописцев. Он работал, зажав зубами карандаш или кисть…
Личностный и творческий подвиг Григория Журавлёва мало кого может оставить равнодушным. В старой, царской России простые приобретатели его икон были убеждены, что их помогали писать ангелы. Сегодня в некоторых публикациях утёвского мастера называют «русским Ником Вуйчичем». При всём уважении к всемирно известному мотивационному спикеру, его самого вряд ли можно назвать «австралийским Григорием Журавлёвым»: слишком скромен и смиренен был его русский собрат по несчастью. При этом несомненно, что художник Журавлёв, без излишней саморекламы боровшийся с тяжким недугом, является символом надежды для множества людей с ограниченными возможностями здоровья.
Для организаторов нынешней выставки очевидной является необходимость более серьёзного и глубокого, научного – искусствоведческого и культурологического – обращения к художественным особенностям творчества иконописца, к его стилю и методу. На вопросы «НиР» отвечает учёный секретарь Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва Наталья КОМАШКО, научный редактор каталога выставки.
«Гореть беспременным усердием»
Марианна РЕЙБО, Александр ЛЕОНОВ
Грандиозная эпоха императрицы Екатерины Великой ассоциируется у просвещённой публики с ещё одной замечательной женщиной – княгиней Екатериной Дашковой (1743–1810), или Екатериной Малой, как звала её сама «Фелица». Активная участница дворцового переворота, влиятельный общественно-политический деятель своего времени, княгиня Дашкова, бесспорно, относится к самым просвещённым и созидательным дочерям «сентиментального» XVIII века.
Адам, преадамиты и коадамиты: как примирить Библию и теорию эволюции?
Ксения ЕРМИШИНА
До начала эпохи Просвещения и научно-технической революции европейские народы верили, что человек сотворён Господом, как об этом повествует Библия. До сих пор существуют устойчивые клише, которые восходят к библейским представлениям: человек есть образ Божий (некоторые при этом путают образ и подобие), человек – существо особое, резко выделенное из всего природного мира, человеку была дана заповедь о господстве над животными, человек нарушил некую заповедь (смутно помнят какую) и был изгнан из Рая… Всё это так «хорошо» известно, что даже у богословов редко возникает потребность взглянуть на библейское повествование по-новому, согласовать эти знания (мифы, предания, откровение?) с научными данными…
Выстоявший среди руин
Сергей АНТОНЕНКО, Дмитрий АРМЕНСКИЙ
Вместе с читателями исследуем эпоху великого князя Александра Ярославича, вглядываемся в образы его исторических оппонентов и антагонистов, пытаемся определить движущие мотивы сторон… В публикации в прошлом номере мы приступили к рассмотрению важной темы «Русь и крестоносцы»: выясняется, что крестоносная идея была не совсем чужда князьям из Дома Рюрика…
Трижды рождённый, соединивший три эпохи – «в воздаяние трудов, для Отечества подъемлемых»
Айшат ТЕМИРОВА
У ордена Александра Невского – особая судьба. Среди знаков славы Отечества он – единственный, существовавший в Российской империи, Советском Союзе и Российской Федерации. Можно сказать, что это единственная государственная награда, связывающая нас с эпохой Петра Великого – а через неё, конечно, и с более отдалённой эпохой святого патрона ордена, благоверного великого князя Александра Ярославича…
Прохлада Кундалини
В каждой публикации, посвящённой Сахаджа Йоге, упоминается энергия Кундалини, и это естественно: Кундалини – одно из ключевых понятий этого учения, открытого людям госпожой Шри Матаджи Нирмала Деви. Давалось и объяснение этого феномена. И тем не менее всё чаще приходят от читателей просьбы рассказать о нём подробнее. Эта статья – о Кундалини. Она подготовлена на основе одной из глав уже знакомой вам книги Лотоса Харта «Пришествие», в которой рассказывается о роли энергии Кундалини в процессе духовного восхождения. На русском языке книга впервые появилась в 2000 году. Лотос Харт – литературный псевдоним последователя Сахаджа Йоги Грегуара де Кальберматтена, швейцарского дипломата. Автор уверен, что это учение открывает человеку мир во всей его полноте и неопровержимо заставляет его ощущать своё присутствие в нём. «Я ничего не знал об этом, пока не почувствовал поток вибраций и прохладу Кундалини над головой», – говорит он. Эти ощущения свидетельствуют о том, что Кундалини достигла Сахасрары чакры и её энергия поможет вам прийти к духовному и физическому совершенству.