В диалоге с читателем

За многие десятилетия, что наш журнал выходит в свет, он, содержательно обновляясь в соответствии с требованиями меняющихся реалий жизни, неизменно продолжает следовать лучшим традициям отечественного просвещения и неписаным канонам качественной научно-популярной литературы. Одна из таких традиций – взаимодействие с читателями, с аудиторией людей, неравнодушных к вечным вопросам познания мира и человека. Собирательный образ нашего читателя – это образ человека образованного, эрудированного, склонного к самостоятельному осмыслению окружающего мира и – нередко – ревностного апологета тех или иных мировоззренческих идей. Иногда эти идеи вполне укладываются в русло общепринятых научных и культурных представлений, но нередко бывает и так, что свежая и оригинальная концепция не проходит научную проверку, идёт вразрез с традиционными представлениями. Тем не менее мы всегда с интересом и большим уважением относимся к письмам наших читателей, в которых они делятся своими взглядами, предположениями, жизненным опытом… Мы публикуем подборку с выдержками из нескольких таких писем, пришедших в редакцию, которые, на наш взгляд, в той или иной степени отражают интересы нашей аудитории.

Оригинальный материалистический взгляд на происхождение религии предложил в своём письме под заголовком «Почему люди верят в Бога? И зачем?» наш читатель Л. П. Ярославский:

«…Всё говорит о том, что иррациональная склонность людей к вере в Бога коренится в самой природе человеческой и связана с какими-то важными инстинктами, которые получили эволюционное закрепление и способствовали сохранению и приумножению человеческого генофонда.

Известный зоолог и популяризатор эволюционной теории Ричард Докинз (R. Dawkins) считает, что эта природная склонность связана с тем, что дети по природе своей учатся у взрослых и беспрекословно доверяют родителям. Это важный для выживания генетически закреплённый инстинкт. Но это объяснение Докинза нельзя считать полным. В нём отсутствует объяснение причины генезиса религиозных воззрений: дети узнают о вере в Бога от родителей, те от своих родителей и так далее, но где начало этой цепочки? Должна быть более глубокая и фундаментальная причина склонности людей верить в Бога.

Человеческий детёныш рождается совершенно беспомощным. В отличие от детёнышей животных, которые буквально сразу или очень скоро после рождения способны самостоятельно передвигаться, видеть и искать источник пищи, человеческий новорождённый детёныш умеет только дышать, сосать молоко и избавляться от продуктов пищеварения. Ещё новорождённый умеет плакать. И это всё. Первое, что делает новорождённый – начинает самостоятельно дышать и тут же – плакать.

Зачем он плачет? Затем, что он «знает» изначально, на генетическим уровне, что вне его существует кто-то, кто на этот крик откликнется, согреет, накормит, умоет, защитит. Никакой нормальный человек не может спокойно и равнодушно игнорировать плач ребёнка. Многочисленные истории «маугли» показывают, что и животные этого не могут. И этим средством ребёнок пользуется первые несколько лет своей жизни, пока не станет сознательным существом. Инстинкт поиска внешней помощи и защиты – один из базовых инстинктов человека. Добавим, что инстинктивное желание плакать при стрессовых ситуациях остаётся надолго и у взрослых людей. Именно в этом свойстве и изначальном инстинктивном знании – корни и питательная среда религиозной веры в Бога. Можно сказать, что плач ребёнка – это инстинктивная «молитва». Это значит, что люди фактически не просто верят в Бога, а изначально инстинктивно знают, что есть кто-то вне их, кто их лично защитит, накормит и спасёт от всех опасностей. Это и есть коренная изначальная идея «Бога» и причина склонности людей верить в него.

Из этого вытекает предположение, что в человеческом мозге должен быть участок, отвечающий за этот врождённый инстинкт, порождающий религиозное чувство. Это предположение, в принципе, поддаётся экспериментальной проверке.

И действительно, в печати появляются сообщения о таких проверках с положительными результатами. Любопытно, например, что в одном из таких сообщений рассказывается о результатах энцефалографических исследований, которые показывают, что существует особое состояние сознания, названное молитвенным бодрствованием, которому присущ свой ритм биотоков, ранее фиксировавшийся только у младенцев.

Этот инстинкт у детей в процессе обретения самосознания продолжается в инстинктивной «вере во взрослого», на которую как на причину религиозности указал Докинз. Без этого инстинкта дети не выживут и ничему не научатся. Детям необязательно экспериментировать с огнём, чтобы узнать, что можно обжечься. Им об этом скажут родители.

Но инстинктивная вера в существование Бога – это ещё не религия. Религия – это форма социальной организации. Несомненно, что современные мировые религии как социальные институты берут начало в рабовладельческом обществе. Они даже сохраняют многие его атрибуты. Достаточно вспомнить библейские истории об Аврааме и Иосифе или атрибутику и фразеологию православного христианства: верующие – рабы божьи, церковные иерархи – владыки и т. п. В те далёкие времена эта естественная изначальная инстинктивная предрасположенность людей к вере в потустороннее всемогущее существо, наряду с врождённым свойством слепо доверять старшему и более сильному, естественным образом превратилась в орудие их социальной организации и подчинения.

Вопрос «почему», с которого мы начали, в русском языке имеет два оттенка: по какой причине и зачем, с какой целью. До сих пор речь шла о том, что причина, по которой люди склонны верить в Бога, коренится в их самых базовых инстинктах. А с какой целью люди верят в Бога? И здесь ответ напрашивается: люди инстинктивно хотят вернуться в состояние младенчества, состояние полной защищённости и беззаботности: если что не так – заплакал, и будешь спасён».

В противовес подобной атеистической критике религии, имеющей целью рационально объяснить иррациональную веру в Бога, можно привести, например, точку зрения другого нашего читателя Вячеслава Чернякова. В своём письме «Христианский взгляд на устройство мира» он, напротив, подвергает критике материалистический подход и предпринимает попытку объяснить те или иные научные факты или природные явления сквозь призму религиозного мистицизма. Вот выдержка из его письма:

«…Область существования Духа – Свет, а материи – Тьма. Основной признак материи – это постоянство формы, которая, по Гегелю, есть внутренняя организация содержания. Господь Бог Вседержитель вызвал материю из Тьмы, создал мир и принял его в Свет. Это не тот свет, который даёт нам солнце, а Свет, который есть синоним Божьего Царства, где Дух Божий везде сущий и всё животворящий.

Материя во Тьме и в Свете существенно различаются.

Священник о. Александр Мень ввёл понятие «духовной материи», когда комментировал эпизод из Евангелия, где Христос после Воскресения явился ученикам, пройдя через закрытую дверь.

Это очень важно и говорит о том, что в Божьем Царстве материя не вступает во взаимодействие. Там не действует выведенный Гегелем для нашего мира закон отрицания отрицания, или развития через отрицание. Там царит вечная жизнь.

Тот мир, который мы наблюдаем вокруг, появился после Божественного проклятия. Каким он был до этого, мы не знаем, хотя можно предположить, что он был плоским, а солнце было размером с футбольный мяч и вращалось вокруг земли. Принципиальная ошибка Святой Инквизиции именно в том и состояла, что она не понимала и не признавала факта окончательного формирования нашего мира в том виде, как мы его наблюдаем, только после Проклятия (вероятно, Грехопадение. – Ред.).

Проклятый Богом мир не был исторгнут обратно во внешнюю тьму, где он прекратил бы своё существование. Он был оставлен в Божьем Царстве, но его покинул Святой Дух, как волна откатывается от берега.

Раз так, то Тьма получила возможность проникать в наш мир, затягивая материю обратно, что мы и наблюдаем в виде «чёрных дыр» или так называемых «аномальных зон». Для поддержания порядка в отсутствие Святого Духа миру была дарована гравитация, то есть гравитация не имеет земной природы… Собственно, гравитационные аномалии во Вселенной и послужили началом к появлению теории «тёмной материи и энергии», о которых можно сказать, что так Божий невидимый мир управляет нашим видимым миром».

Особо хочется отметить письма, в которых читатели делятся с нами личными историями, своим уникальным жизненным опытом, в результате которого у них сформировались те или иные представления. Так, редакцию очень тронуло письмо девятнадцатилетней девушки, жительницы города Уфы Алии Абдрашитовой. Она прислала серию небольших зарисовок, в которых поделилась своими чувствами и наблюдениями. Вот одна из них, под названием «О материализации мыслей»:

«Что такое мысль? Это действие ума, разума, рассудка. Стоит думать только о хорошем, ведь наши мысли, особенно негативные, исполняются очень быстро. Не успели подумать, как тут же возникла перед нами проблема, которую мы так боялись и опасались. В молодости моя мама решила закаляться. В конце лета стала обливаться холодной водой. Спустя месяц её родители – мои дедушка и бабушка – стали ей говорить: «Кызым, заболеешь ведь! Холодно!» Мама отвечала: «Нет, не заболею, я закалённая!». Это повторялось несколько дней. Однажды моя мама засомневалась: «А вдруг и вправду заболею?». И на следующий день она проснулась с высокой температурой, с опухшим горлом и сильным кашлем. Тогда она поняла, что думать надо только о хорошем. Важно представлять и визуализировать то, что вы хотите. Представляйте и испытывайте чувства, какие бы вы испытывали в реальных обстоятельствах. Прорабатывайте каждую мелочь и деталь. Так, в юности моя бабушка, живя в глухой деревне, мечтала о городской жизни. Представляла себя на хорошей работе уважаемым работником. Мечтала выйти замуж за порядочного и образованного человека. И через пару лет её мечты один в один реализовались. Она стала старшей медсестрой операционного отделения в одном из ведущих диспансеров Башкортостана. Вышла замуж за очень хорошего и отзывчивого человека. Закон притяжения гласит: «Подобное притягивает подобное». То, о чём мы часто думаем, уходит в наше подсознание, и мы притягиваем к себе это. Притягиваем к себе людей и различные ситуации. Проведя собственный эксперимент, я в этом убедилась. Поставив на подоконник два прекрасных горшочка с фиалками, я каждый день, подходя к первому цветку, говорила: «Какой ты красивый, нежный, источаешь приятный аромат!». Подходя ко второму цветку, говорила: «Какой ты ужасный, некрасивый!». Спустя несколько дней первый цветок значительно вырос и зацвёл, а второй уже на следующий вечер завял. Не только наши слова, но и наши чувства ощущает весь живой мир».

Одно из важнейших направлений нашего журнала связано с темой патриотизма, любви к своей родине. В редакцию приходят письма, авторы которых излагают своё видение отечественной истории или пытаются делать собственные предсказания относительно дальнейшего пути развития страны. Нередко эти воззрения тесно связаны с религиозными и морально-нравственными идеями. Так, например, наш читатель Леонид Решилов в своих размышлениях под заглавием «Вектор России» пишет:

«Вектор Государства Российского, единственный в христианском мире, направлен на осуществление Плана Творца. Его на протяжении многих веков пытались сбить с этого направления, и в некоторых случаях это удавалось. Но он неизменно возвращался на свой курс, порой ценой тяжёлых потрясений, потерь и лишений.

Рассмотрим коротко события, начиная со второй половины XX века. Россия спасла мир от фашизма. Но бывшие союзники ещё до окончания войны с фашистами строили планы войны с Россией. Формальным предлогом была война с коммунизмом. Но их пугала просто Россия, которая в глазах народов всего мира стала спасителем от «коричневой чумы» благодаря своим нравственным идеалам.

Когда в магнитное поле вносят слиток железа, его атомы ориентируются так, что их векторы совпадают. Когда магнитное поле уберут, атомы железа сохраняют свою ориентацию, слиток остаётся магнитом. Так и в Великую Отечественную войну векторы людей всех национальностей, входивших в Советский Союз, сориентировались для достижения одной цели – Победы. И этот общий вектор, сохранявшийся, как магнит, длительное время после Победы, позволил достичь потрясающих результатов. Советский Союз создал своё ядерное оружие и раньше, чем США, – водородную бомбу. И США, опасаясь возмездия, не рискнули пустить в ход детально разработанный план ядерной бомбардировки всех крупных городов СССР.

СССР запустил в космос первый спутник Земли и первого космонавта. Советская экономика после разрушительной войны быстро восстанавливалась.

Запад был напуган успехами Советского Союза и начал разрабатывать новые планы его уничтожения. О том, какие ещё средства были задействованы для развала СССР, можно узнать из откровенной речи Маргарет Тэтчер в США в Хьюстоне в ноябре 1991 года.

В настоящее время, когда пугала коммунизма нет, Россию пытаются победить, фактически ведя против неё информационную войну любыми способами, включая разрушение её вектора. Для этого используют, например, обвинения в нарушении прав человека. Что ещё две тысячи лет назад проповедовали Апостолы? «Дела греховной природы известны: это разврат, нечистые побуждения, необузданность, идолопоклонство, колдовство, ненависть, вражда, зависть, ярость, борьба за власть, пьянство, оргии и тому подобное. Ещё раз предупреждаю вас, что те, кто этим занимается, не наследуют Божьего Царства». (Гал 5: 19-20). Во многих странах Западного мира добрая половина приведённого списка и ещё целый ряд пороков разрешены законом как права человека. Естественно, что в России их отвергают. А вторая половина списка процветает в среде правящих элит. И эти нравы пытаются внедрить в нашу культуру. Главы многих стран, принимая власть, клянутся на Библии, нарушая в дальнейшем большинство её заповедей от имени власти. Истинно верующие безуспешно пытаются протестовать против нарушения христианской морали, и они смотрят с надеждой на Россию, лидер которой объявил о приверженности традиционным христианским ценностям.

После успехов СССР в освоении космоса Конгресс США создал комиссию для выяснения причин этого. Комиссия пришла к выводу, что причиной этих успехов является советская система образования. А сейчас её стараются разрушить низведением до уступающих ей западных стандартов, направленных на создание общества потребителей, а не творцов. Пытаются разрушить российскую науку, поставив для руководства ею не компетентных учёных, а чиновников. То есть борьба идёт по всем составляющим вектора России, чтобы сбить его с правильного курса…»

Наконец, нельзя не отметить особо трепетное отношение наших читателей к сохранению чистоты и благородства русского языка, который, к сожалению, сейчас подвергается тяжёлым испытаниям – вторжению американизмов и новомодных жаргонизмов, вульгарному «опрощению» и ещё целому ряду недугов, порождённых временем. Так, например, жительница Тулы Н. А. Северьянова пишет:

«Я давно, наблюдая за речью молодых людей, журналистов, телеведущих поражалась тому, как изменяется наша русская речь. Надо постоянно об этом говорить и писать, иначе мы вскоре потеряем очень много в нашей речи. Конечно, времена меняются, и много новых слов пришло с Интернетом, но зачем заменять русские слова в обычной речи, русские слова прекрасно поясняют назначение и работы, и любых отношений людей. Наша современная литература уже страдает от многих нелепых слов и оборотов речи, отчего ухудшается литературное качество произведений. Молодёжь вообще перестала по-русски говорить, сейчас и не поймёшь, о чём они говорят, – до того бедна стала их речь. Правильно сказано, что «язык нации должен быть чистым, благородным» и понятным для любого человека любого возраста».

Конечно, это лишь малая доля писем, регулярно приходящих в редакцию. Каждое письмо – это всегда история, мысль, житейский опыт. И сохраняя связь с читателем, журнал «Наука и Религия» продолжает идти с ним рука об руку, чтобы день ото дня вместе открывать нечто новое, бережно сохраняя при этом всё то, что было наработано нами за почти 60 лет совместного творческого путешествия!