Июль 2022

4 Июл 2022

Дорогие друзья, уважаемые подписчики! Обращаем ваше внимание, что для вашего удобства начал работу новый дополнительный интернет-портал нашего журнала! Вашему вниманию предлагаются актуальные новости, интересные материалы, а также возможность прямой покупки свежего номера «Науки и Религии». Переходите по ссылке: https://наука-и-религия.рф


«Хранить чувство правды в сердце»

Беседовал Сергей КЛЮЧНИКОВ

Знаменитый советский и российский актёр, сыгравший десятки ролей, кинорежиссёр, снявший множество ярких картин, народный артист, президент Международного Славянского форума искусств «Золотой Витязь», председатель Комиссии по культуре, науке и образованию Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, в 2021 году Николай Петрович БУРЛЯЕВ стал депутатом Государственной Думы, заместителем председателя Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений. Несмотря на плотный график в Парламентах России и Беларуси и активную творческую деятельность, Николай Петрович нашёл время, чтобы дать интервью нашему журналу.


Контуры грядущего мира

Круглый стол «Науки и Религии»

НиР: Какие действия сейчас нужно предпринять для изменения имиджа нашей страны за её пределами? Сергей Арутюнов: Считаю, что нам нужна собственная, а не взятая напрокат, цивилизация, но чтобы наше шествие по миру состоялось, нам следует отдать себе отчёт в том, что мы можем этому миру предложить. Всемирное братство. Разрушение рынка с его конкурентно волчьими законами. Веру.


140 лет Императорскому Православному Палестинскому Обществу

Леонид БУЛАНОВ

3 июня 2022 года, в день памяти святых равноапостольных Елены и Константина, исполнилось 140 лет со дня учреждения Императорского Православного Палестинского Общества – авторитетной международной общественной организации, занимающей особое место в отечественной культуре, в утверждении позиций России на Ближнем Востоке, в истории русского православного присутствия в библейском регионе и на Кипре.


Грозы и грёзы Соловков

Олег ДЗЮБА

…И купались в море облака, и стояла над островами прозрачная, подобно дню, северная белая ночь. Сон не шёл, и я отправился куда глаза глядят, благо что на Соловках всё ещё можно бродить по любым дебрям и тропам, не страшась встречи с лихими да подлыми людишками. Здесь даже велосипеды оставляют прямо у замшелой монастырской стены. Свои не тронут. А чужие пока что стесняются. Глупостей они, правда, творят немало, но в основном ведут себя безобидно, разве что заезжие дамочки из столиц пытаются бродящих возле пристани коз конфетами подкормить, а собак – сервелатом.


Как выявить «болезнь души»?

Иван РЕШЕТНИКОВ

Душевная болезнь, болезнь души… Человека, страдающего психическими расстройствами, раньше было принято называть душевнобольным, лишь с 2003 года этот термин стал исчезать из лексикона медиков, так как Европейским судом по правам человека было решено, что так характеризовать людей с психическими расстройствами больше нельзя. Традиционно диагноз о «болезни души» ставят врачи-психиатры на основании веками сложившихся представлений о том, как ведут себя и как буквально выглядят «душевнобольные». Удивительно, но до сих пор надёжных инструментальных методов диагностики психических отклонений практически не существовало. И сегодня многие диагнозы о «неадекватности поведения» ставятся буквально на глаз – исходя из внешнего вида, манеры поведения; часто методики определения девиантного поведения субъективны и не дают чётких и однозначных ответов. Решения базируются на личном мнении конкретных врачей-экспертов, которые, исходя часто только из личного опыта, просто решают – болен человек или нет.


Как Пастер решил пастелью не писать

Анастасия ЧЕРНОВА

Воспитанные на русской литературе, мы часто представляем себе учёного середины XIX века непременно нигилистом, этаким талантливым неприкаянным Базаровым, чей холодный ум отрицал необходимость дружбы, любви, веры, искусства. Тургенев показал характерного представителя 1860-х годов, а также трагический итог его воззрений. Однако биографии великих учёных свидетельствуют: есть и другие, противоположные сценарии судьбы. Таков пример Луи Пастера – французского химика, одного из основоположников микробиологии, создателя научных основ вакцинации и вакцин против сибирской язвы, куриной холеры и бешенства, создателя технологии, названной его именем, – пастеризации.


Иллюзия правды в театре абсурда

Сергей ЗОТОВ

Всё познаётся в сравнении, пусть в данном случае театр поможет нам в обсуждении темы. Вспомним Шекспира: «Весь мир – театр, а люди в нём – актёры». Жизнь действительно похожа на театр, однако, погружаясь в таинство искусства, мы вполне осознаём условность происходящего – лицедейство здесь служит лишь средством воплощения творческого замысла. В театре нас не обманут (разве что в буфете), а в жизни есть место двуличию и лицемерию, обману и лжи – в том отличие спектакля от недоброжелательного притворства. Да и злодеи в жизни не «опереточные», а настоящие…


Нерукотворные храмы

Сергей АРУТЮНОВ

Некоторые термины входят в наш повседневный лексикон так естественно и со столь малых лет, что задумываться об их семантике кажется излишним. Вслушаемся: «заповедник», «заповедь»… А «заповедать», между прочим, равняется «запретить». Памятуя о том, что любая культура начинается именно с правила, и обычно именно запретительного, остаётся лишь удивляться тому, что советская власть, брезговавшая любыми предшествовавшими ей «терминами духовного свойства», не назвала заповедники, появившиеся незадолго до её возникновения (на рубеже прошлых веков), как-то иначе.


Человек гибнущий

Светлана ЗАМЛЕЛОВА

В рассказе Юрия Нагибина «Любимый ученик. Ночь на 14 нисана» (1991) предложена трактовка образа Иуды Искариота как человека жертвенного и великодушного. Христос призывает Иуду обречь себя на страшный подвиг, обещая, что после этого Иуда станет выше Христа. «Меня ждёт место одесную Отца моего,– обращается Христос к Иуде,– а я маюсь, дрожу, мокну холодным потом, мой рассудок мутится от страха, каково же будет тебе, обречённому на муки вечные и вечный позор в памяти людей?».


Музей будущего

Анастасия ЧЕРНОВА

Тяжёлые портьеры, таблички, монументальные экспонаты прошлого под стеклом, чутко охраняемые камерами, – сюжет дней уходящих. Современные музеи стремительно меняют своё лицо. Теперь в залах часто стоят планшеты, которые можно полистать, а посетителям предлагают аудиогиды. Но и такой подход определённую отстранённость всё же сохраняет. Человек смотрит на информацию, информация смотрит на человека. Таким ли будет музей будущего? Центр современных биотехнологий музей «Биотех», который открылся 21 мая этого года в отреставрированном павильоне № 30 на ВДНХ, говорит определённо: нет, не таким. В идеале посетитель сам должен стать исследователем, всё потрогать, почувствовать, познать. Не готовая информация на табличках, но увлекательный квест – таким в идеале видится современное выставочное пространство, образцом которого на сегодня и стал музей «Биотех». Место, где можно познакомиться с самыми новыми исследованиями и разработками учёных в области биотехнологии, а также узнать историю их развития. Создателем музея стал ФИЦ Биотехнологий РАН – ведущий научный центр страны, занимающийся исследованиями в области промышленных биотехнологий. Музей «Биотех» – уникальный проект как для города, так и для Российской академии наук, ставящий перед собой очень непростую задачу: объяснить горожанам, чем же занимаются учёные-биотехнологи в своих лабораториях, справедливо ли биологию называть «новой IT-индустрией XXI века» и почему важно – и важно ли? – делать всё то, к чему призывают экологи.


Между Терминатором и Чужим

Марина ГЕВОРКЯН

В одном почти забытом партийном гимне были слова о том, что человек всего добьётся сам, и в этом деле ему не помощники «ни бог, ни царь и не герой». Партия эта ныне представляет собой своего рода реликт, памятник эпохи, а обращения к высшим силам, казалось бы, остались прерогативой конфессий. Между тем создаётся такое впечатление, что требующий безусловной веры «призрак коммунизма», изрядно порезвившийся в нашей стране более семи десятилетий, лет тридцать тому назад перебрался за океан и сейчас начинает там лихо и с огоньком перекраивать реальность. Тому свидетельство – тенденции в массовой американской культуре, которая стремительно превращается в пародию на самоё себя.


Я – виновен!

Павел АМНУЭЛЬ

Господин Судья! Господа присяжные! Сейчас вы будете решать мою судьбу. Я не могу сказать о себе – невиновен, поскольку уже признался в страшном преступлении: убийстве с заранее обдуманным намерением. Однако я не могу и признать себя виновным, поскольку намерения у меня были благие. По сути, оправдываться мне не в чем, но и невиновным я считать себя не могу. Поэтому расскажу ещё раз о том, что произошло вечером 21 мая 2073 года в городе Риме на избирательном участке № 7364.


Наука на службе безопасности

Сергей АРУТЮНОВ

История армии – это история не только наиболее значимых сражений, но также и оружия, и доспехов, самый узнаваемый из которых – боевой шлем. По контурам его и не слишком сведущий в ратных сюжетах любитель с ходу опознает воителя Древней Греции или Рима, рыцаря-крестоносца или русского витязя, отличит конника-кирасира от всадника-драгуна, а воина Красной армии – от английского колонизатора Африки или Азии в пробковом головном уборе. Современная наука – в особенности биотехнологии – воплощает в этом необходимом предмете обмундирования все новейшие достижения!


Принцип Учителя

По материалам лекций ШРИ МАТАДЖИ НИРМАЛА ДЕВИ

На определённом этапе Творения во Вселенной был создан принцип Учителя, суть которого представляет божество Ади Гуру Даттатрея. «Ади» означает «изначальный». Этот Первозданный Учитель принимает рождение в материальном мире вновь и вновь, чтобы исправлять наши ошибки и восстанавливать законы Дхармы (праведности) с тем, чтобы люди могли духовно расти, восходя по ступеням эволюции. Первозданный Гуру является прототипом или первичным образом, который отражается во всех гуру. Как Ади Гуру Даттатрея он воплощался несколько раз. Таких инкарнаций было десять, и они приходили на Землю в разные времена и в разных народах, направляя развитие человеческой личности по центральному пути, не отклоняясь в области Войда ни вправо, ни влево.


Интеллигентная традиция

Беседовала Анна КУЗНЕЦОВА

Тарусская фабрика вышивки – место знаковое для городка на Оке. Оно связано с большими именами российской истории прошлого века. Достаточно сказать, что в 1920-е годы на фабрике работала высланная из Москвы художница Анна Васильевна Тимирёва, гражданская жена адмирала Колчака. В годы оттепели в Тарусу приехали жить поэты, писатели, художники, в том числе и Надежда Яковлевна Мандельштам, вдова поэта. Выдающийся писатель-мемуарист, она писала здесь свои воспоминания о «веке-волкодаве» и приняла участие в сборнике «Тарусские страницы» под псевдонимом Надежда Яковлева. Очерк «Куколки» – уникальный и непревзойдённый по художественному уровню текст о Тарусской фабрике вышивальщиц. С его фрагментов мы и начнём рассказ об истории уникального промысла.