Июль 2021
Родом из Залесья
Сергей АНТОНЕНКО, Дмитрий АРМЕНСКИЙ
Великий князь Александр Ярославич Невский – провиденциальная фигура русской истории. Немало моментов его биографии исполнено символического значения… Неудивительно, что и его рождение тоже совершилось в месте знаковом – в крае и граде, имевших особое призвание в судьбах Руси; воплотивших историческую и духовную преемственность нескольких фазисов её бытия. Попробуем проследить некоторые сакрально-географические сюжеты, связанные с родиной князя-героя – Переяславлем-Залесским…
«Широка страна моя родная…»
Александр ЛЕОНОВ
В 2018 году Президент утвердил Стратегию научнотехнологического развития страны. Тогда же были созданы семь советов по приоритетным направлениям развития. В состав этих советов вошли представители профильных ведомств, высокотехнологической индустрии и научно-образовательного сообщества. Особое место среди них занимает совет по приоритету «Связанность территории РФ»…
Увидеть, какой жизнью живут молекулы
Беседовала Наталия ЛЕСКОВА
Как визуализировать химическую реакцию? Зачем нужно «оживлять» химию? Возможно ли создать лекарства, в которых не будет вредных примесей? Об этом – наш разговор с академиком РАН Валентином АНАНИКОВЫМ, заведующим Лабораторией металлокомплексных и наноразмерных катализаторов Института органической химии имени Н. Д. Зелинского Российской академии наук. Беседа неожиданно коснулась сюжетов абсолютно чудесных, вызывающих в памяти эксперименты алхимиков. Судите сами: учёные готовятся заглянуть (в прямом смысле этого слова) в таинственные глубины жизни вещества; свет – «невещественная» субстанция! – становится активным работником в химических реакторах; сложнейшие агрегаты печатаются на 3D-принтерах.
Возвращение в Гандхару
Беседовала Наталия ЛЕСКОВА
В майском номере нашего журнала была напечатана статья Дмитрия Жукова о памятниках удивительной, во многом загадочной области в глубинах Азии – Гандхары, ставшей на рубеже нашей эры местом встречи индийской и эллинской цивилизаций (Д. Жуков. Гандхара – сказка древнего мира на перекрёстке времён//НиР № 5, 2021. С. 56–60). Тема уникальной гандхарской культуры, своего рода «оазиса во времени и пространстве», периодически возникает на страницах «Науки и Религии» и неизменно вызывает интерес читателей. Стоит отметить, что советские, а позднее российские учёные внесли немалый вклад в изучение феномена эллинистического греко-индийского (или индо-греческого?) искусства. Мы попросили расставить точки над «i» в некоторых аспектах гандхарской темы известного специалиста по археологии и истории искусства Средней Азии, доктора искусствоведения Тиграна МКРТЫЧЕВА. Выпускник кафедры археологии Средней Азии Ташкентского университета (1981), Тигран Константинович в 1994–2008 годах был руководителем археологических экспедиций в Средней Азии, Туве, Китае. Работал в Государственном музее Востока (с 2005 по 2017 год – в должности заместителя директора по научной работе); в 2017 году возглавил филиал ГМВ – Музей Рерихов (большое интервью с ним о новых подходах к творчеству Н. К. Рериха было опубликовано на страницах «НиР»). Со 2 января 2021 года Т. К. Мкртычев, по результатам открытого международного конкурса, стал директором Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И. В. Савицкого в городе Нукус (Республика Узбекистан).
Короткий путь к бессмертию
Наталия МАКУНИ
В России немало достопамятных мест, имеющих собственных гениев – или, лучше сказать, ангелов-хранителей. Но как возникают такие удивительные места? Порой это можно увидеть собственными глазами! Недавно в подмосковном Пушкино на одну точку притяжения стало больше: 3 июня 2021 года там состоялась торжественная мемориальная церемония у вновь обретённой могилы выдающегося художника начала XX века Василия Николаевича ЧЕКРЫГИНА. 5 мая нынешнего года захоронение отыскал местный краевед, протоиерей Андрей Дударев. История неожиданного обнаружения могилы художника-мыслителя, считавшейся утерянной, оказалась очень созвучна его короткой, трагичной и яркой жизни, исполненной духовных поисков.
Учительные реликвии: многообразный мир духовной гравюры
Беседовала Валерия ДАРАГАН
В конце мая Музей древнерусского искусства и культуры имени Андрея Рублёва представил новую выставку под названием «Дозволено духовной цензурой», посвящённую интересному, но малоизвестному явлению русской художественной культуры – религиозной гравюре XVII–XIX веков. Помимо Музея имени Андрея Рублёва в проекте принимают участие Государственный исторический музей, Государственный музей истории русской литературы имени В. И. Даля и Музей Московской духовной академии «Церковно-археологический кабинет». Эта совместная работа позволила создать небольшую, но насыщенную экспозицию, которая вызывает интерес не только у специалистов, но и просто у любознательной, просвещённой публики с широким кругом интересов. Выставка продлится до 29 августа. Её куратор, доктор искусствоведения, профессор Московской духовной академии, академик Российской академии художеств Олег Ростиславович ХРОМОВ рассказывает об истории и особенностях художественного феномена духовной гравюры.
Двуглавый орёл – общерелигиозный символ борьбы за идеальное общество
Российский герб, как и государственные символы многих стран, имеет сакральное происхождение. Обычно его трактовка сводится к раскрытию темы державности, государственного могущества. Этой смысловой линии соответствует образ двуглавого орла, восходящий к Хеттскому царству, Римской и Византийской империям. Однако кандидат философских наук, доцент, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, почётный член Всероссийского геральдического общества Геннадий РАЖНЁВ убеждён, что российский орёл несёт и более глубокое духовное значение…
«Любовь к учёбе – самая необходимая страсть»
Марианна РЕЙБО, Александр ЛЕОНОВ
Эмили дю Шатле сегодня называют забытым гением, а её имя ни о чём не говорит широкой публике. После её трагической смерти о ней вспоминали разве что как о возлюбленной Вольтера, оказавшей некоторое влияние на великого «ниспровергателя ценностей». Однако сам «буревестник» французской революции писал: «Она была великим человеком. Её единственная ошибка заключалась в том, что она родилась женщиной. Женщиной, которая переводила и истолковывала Ньютона». Ещё при жизни прозванная «Леди Ньютон», Эмили дю Шатле не только создала единственный в своём роде французский перевод важнейшей работы Исаака Ньютона, но также углубила и прояснила для своих соотечественников тезисы великого английского учёного, стремясь дать «классической физике» не только сугубо научное, но и метафизическое обоснование.
Дорогу осилит идущий
Марина ГЕВОРКЯН
Как известно, технические процессы (ТП) – изменение состояния объекта под воздействием условий внешних (механических, химических, температурных) или внутренних, а именно – зависящих от способности материала или конкретного изделия сохранять свою форму и фазовые состояния (то есть не превращаться, если это заранее не предусмотрено, в жидкость или пар)…
На пороге грандиозных открытий
Григорий КВАША
Речь пойдёт не о благих пожеланиях или о каких-то правительственных планах, а о жёстких и объективных причинах скорейшего и широкомасштабного возрождения науки…
Ещё раз о Сотворении мира
Теория Большого взрыва – одна из претендующих на объяснение происхождения Вселенной – захватывает воображение и мало кого оставляет равнодушным. Большинство людей считают, что она основана на фактическом материале и подкреплена математическими выкладками, а раз так, то эта теория ставит под сомнение религиозное объяснение возникновения Вселенной. Однако, по мнению ряда учёных, данная теория – лишь последняя из целого ряда попыток объяснить зарождение Вселенной с позиций физического мировоззрения, согласно которому мир – это порождение материи, функционирующей в строгом соответствии с законами физики, но не дающая бесспорных тому доказательств. В учении Сахаджа Йога считается, что теория Большого взрыва, напротив, помогает решить загадку происхождения Вселенной: она сотворена Высшим разумом, или Богом.
Злополучная калоша. Нечаянная встреча
Представляем вниманию наших читателей небольшие зарисовки нашего нового автора – Риммы КОМАРОВОЙ. Римма Алексеевна родилась 7 июля 1947 года; её детство прошло в общении с природой – жила в лесничестве. После школы училась в Тульском Политехническом институте, там же ходила на факультет журналистики. Ещё будучи школьницей мечтала быть учителем русского и литературы, однако жизнь сложилась по-иному: стала инженером-конструктором, заслужила на этом поприще звание «Ветеран труда» (около 40 лет непрерывного стажа). Римма Алексеевна любит спорт и путешествия (имеет удостоверение «Альпинист СССР»), любит чтение (в особенности – поэзию), любит людей и жизнь во всём её многообразии!
Змей-хранитель и дева-искупительница
Марат ЧЕСНОКОВ
Дракон, или змей (змий) – без сомнения, один из самых популярных сегодня мифологических образов. Драконов можно встретить не только на клеймах икон и страницах древних манускриптов, но и, например, в фильмах, компьютерных играх и даже… в садах и скверах, ведь змееподобные страшилища давно пользуются популярностью у мастеров садово-парковой скульптуры. Доктор философских наук Валерий Дёмин, один из «классиков» альтернативной истории, охарактеризовал происходящее в массовой культуре как «драконий бум». В данной статье автор обращается к истокам «драконьей» темы в европейской традиции – к религиозно-мифологическому мировоззрению древних греков.