Какао – напиток жизни
Когда вы выпиваете утром чашку горячего шоколада или пьёте чай с любимыми конфетами, едва ли вспоминаете истории об индейцах и загадочной цивилизации майя. А между тем в Москве есть уголок, после посещения которого аромат какао непременно будет уносить вас мыслями во времена древних мезоамериканских культур! Это Музей истории шоколада и какао, созданный по заказу холдинга «Объединённые кондитеры» в 2009 году. «Когда мы готовили проект музея, мы не планировали делать раздел, посвящённый культуре майя, – рассказал журналу «Наука и Религия» главный художник экспозиции, преподаватель кафедры музеологии РГГУ Андрей Георгиевич РЕЙНЕР. – Однако в ходе работы необходимость дать предысторию шоколада стала очевидной, и постепенно история цивилизации майя вышла на передний план… Вновь и вновь встречаясь и обсуждая наполнение экспозиции, мы создали концепцию «путешествия шоколада из Америки в Европу», использовав в качестве художественного обобщения тему «шоколадной реки», которая начинается в зале майя с маленького ручейка, «вытекающего» из-под макета пирамиды Кукулькан, затем превращается в широкий поток в форме разомкнутого знака бесконечности и формирует пространство главного зала, где значимое место уже занимает история шоколада в России и СССР».
О роли какао в культуре древних цивилизаций Центральной Америки, рассказывает научный руководитель проекта, специалист по культуре майя, профессор, доктор исторических наук Галина ЕРШОВА.
— Галина Гавриловна, известно, что какао – не просто продукт питания, это символ культуры майя, со своей уникальной, уходящей корнями в тысячелетия историей. Почему оно заняло такое место в древней индейской цивилизации?
— То, что именно мезоамериканский регион является родиной окультуренного какао, стало известно благодаря крупному советскому учёному-биологу Николаю Ивановичу Вавилову. В 1920-х годах он по поручению советского правительства возглавлял грандиозную экспедицию практически по всему миру с целью выявить главные очаги земледелия, которые он первым связал со сформировавшимися на этих территориях цивилизациями. До него никто подобной концепции не выстраивал, а между тем цивилизации всегда возникали только на базе обеспеченного питания. Так, в частности, Вавилов открыл, что Мезоамерика – то самое место, где возникли окультуренные сорта кукурузы и какао.
История какао начинается на территории современной Мексики, штата Табаско, ещё в самом начале цивилизации – во II-I тысячелетиях до н. э., в период так называемой ольмекской культуры. В экспозиции нашего музея, к слову, есть копия погребального сосуда, где следы какао были обнаружены впервые. Самым важным в истории возникновения окультуренных сортов какао стал штат Оахака, протянувшийся вдоль тихоокеанского побережья. Именно там находились самые урожайные плантации какао, поскольку это растение требует особых условий: оно вырастает только на определённой географической широте, между тропиками, ему необходим определённый режим влажности, необходима сень более высоких деревьев. Выращивание какао требует особой агротехнической методики, которой более всего соответствует регион тихоокеанского побережья, тем более что действующие вулканы, расположенные там, постоянно дают пепел, который для какао является прекрасным естественным удобрением.
— Почему же именно какао играло для индейцев такую важную роль?
— С самого своего появления среди древних мезоамериканских культур – таких как ольмеки, сапотеки, майя, ацтеки, тольтеки – какао ценилось так же, как в Старом Свете золото. Можно сказать, оно было его эквивалентом. В качестве же напитка его могли себе позволить только богатые люди, причём уровень потребления свидетельствовал о положении в обществе. Так, например, известно, что Монтесума, император ацтеков, мог выпить до пятидесяти чашек какао зараз!
Правда, то, что пили индейцы, это не тот напиток, который мы употребляем сегодня, – они какао взбивали и пили пену, таким образом напиток намного легче усваивался организмом, был не таким калорийным. Кстати, хорошо известно, что зёрна какао использовались в качестве разменной монеты. И даже были жулики, которые их подделывали: лепили из глины и обёртывали шкуркой. Поэтому у мезоамериканских народов даже была своя методика проверки подлинности таких какао-«монет».
У индейцев майя был ещё один необычный вариант использования какао, благодаря которому оно служило также символом научного знания. Зёрна какао майя использовали как счёты, складывая их вертикально или горизонтально, оперируя математическими величинами. Но ещё важнее, что для майя какао являлось символом нуля – очень значимого абстрактного математического понятия, до которого они дошли на тысячу лет раньше, чем индусы, которые считаются его первооткрывателями. Причём для них ноль олицетворял понятие целостности, и не зря именно какао стало его символом: хороший, качественный плод какао содержит ровно двадцать зёрен, а майя полы зовались двадцатеричной системой счисления. Именно поэтому плод какао означал для них полноту, неделимость, .г и даже в записи для обозначения • нуля использовался знак в форме какао, который потом, в результате прерывания культурной традиции, стали рисовать как ракушку, позабыв об изначальной смысловой нагрузке. А философское понятие нуля, символизировавшее у майя целостность, наполненность, со временем перешло в противоположное понятие – символ пустоты, небытия… Так что в жизни майя мы не найдём ни одной области, где бы не присутствовало какао, оно красной нитью проходило у них в математике, философии, религии, торговле, медицине и, конечно, служило важным продуктом питания.
— Вы упомянули, что какао играло важную роль в религии майя. Расскажите подробнее, каким сакральным смыслом наделялись его плоды?
— В ходе исследований выяснилось, что какао для майя служило тождеством крови, то есть по мере развития цивилизации этот напиток заменил те кровавые ритуалы, которые практиковались в глубокой древности. Вообще, когда говорят о мезоамериканских человеческих жертвах, конечно, сильно преувеличивают. Подобные жестокие ритуалы на определённом этапе развития были у всех народов. Даже у нас сжигание масленицы – это память о языческих жертвоприношениях, которые, по всей видимости, имели место в доисторический период. Для майя же кровь имела особое значение, поскольку считалась носителем вечной души предков. Майя считали, что душа человека, пройдя большой путь по зодиакальному кругу, возвращается обратно и передаётся через поколение по женской линии. Они верили, что вместе с душой внукам переходит имя, характер, болезни и т. д. Поэтому бабушка и внучка по материнской линии у майя назывались одним словом, ведь для них это было одно и то же. И утратить родство по крови для них было самое страшное.
Майя воспринимали кровь как индикатор жизни, потому что неживая кровь не существует. Как только человек умирает, кровь сворачивается, и для майя это был тот самый момент, когда душа покидает тело. К слову, с приходом христианства майя легко приняли историю распятия Иисуса Христа, поскольку сюжет был им близок и понятен. Когда-то у них были обряды человеческих жертвоприношений, когда жертву распинали и наносили раны копьём или стрелами, чтобы человек, умирая, истекал кровью. Они верили, что, пока кровь течёт и курится, душа умирающего уходит к предкам. Так же они восприняли и смерть Иисуса Христа – возвращение к Богу-Отцу (то есть в их понимании – к Деду).
И когда в XVI веке в монастыри стали брать индейских мастеров для изготовления распятий, они изображали Иисуса с недвижимым, спокойным лицом, но при этом всего покрытого кровью – значительно более, чем это должно быть в каноническом изображении. Когда монахи наконец поняли, что индейцы вкладывают в эти распятия своё собственное религиозное содержание, их использование попало под запрет. В древности у майя были и другие практики извлечения крови, не связанные с убийством. Например, на изображениях мы видим женщин, которые протыкают себе язык и продевают сквозь него верёвку, по которой кровь уходит к богам и таким образом соединяет их с предками.
Верёвка тоже не случайный символ – она олицетворяла для майя Млечный Путь, который они почитали своим главным прапредком. Поскольку Млечный Путь представляет собой два потока, майя считали, что в нём соединяются мужское и женское начала, от которых происходят все мифические прародители, а затем и вполне реальные представители их рода. А ещё к моменту появления испанцев на Юкатане практиковался, например, такой обряд: все половозрелые мужчины деревни прокалывали свой детородный орган и соединялись одной верёвкой – это было ритуальное единение по крови рода.
Как и во всех религиозных системах, подобные обряды со временем заменяются у майя символами. И какао стало для них символом той самой курящейся крови, индикатора жизни. Пена какао воплощала процесс истечения живой крови, и пить следовало именно пенящийся напиток, тогда как невзбитый какао пить было нельзя – это считалось сглазом, от которого человек должен был умереть. Выпивая какао, майя тем самым духовно соединялись со своими далёкими предками. По той же причине какао было обязательным элементом на обрядовых проводах покойника, как символ крови, который долен был остаться при умершем человеке. И если для христиан во время причастия хлеб символизирует плоть Христову, а вино – кровь, то для майя данное тождество выражают кукуруза (маис) и какао. И до сих пор в некоторых деревнях майя на религиозный католический праздник причащаются в церкви именно так – кукурузой и какао.
— В экспозиции музея представлена различная утварь, которую использовали при приготовлении какао, и особое внимание привлекают необычные декоративные элементы в виде женских фигур, покрытых какао-зёрнами. Что они означают?
— Этот символ восходит к ещё более древним временам, когда у майя, как, впрочем, и у других народов, существовала легенда о чудо-дереве, на котором растёт всё, что пожелаешь. В Мезоамерике до сих пор сохранились сказания о том, как охотник, бредя по кровавым следам раненного им оленя, находит пещеру, внутри которой обнаруживает нечто, напоминающее райский сад, а в нём – то самое чудо-дерево, которое у майя ассоциируется с образом матери-кормилицы. Поскольку на дереве какао плоды растут как из ветвей, так и из ствола, причём круглый год, оно идеально подходит на роль такого чудо-дерева. Недаром майя изображали мать-кормилицу целиком покрытой грудями в виде какао-зёрен. Образы оленя и пещеры также не случайны: майя считали оленя сакральным животным, одним из своих мифических предков, а пещеру – чем-то вроде колыбели, из которой они вышли.
Кстати, раз уж заговорили о легендах, расскажу ещё одну, связанную с появлением какао как такового. Как я уже говорила, культивированное какао возникло в Мезоамерике, однако очень может быть, что происхождение дикого какао – это всё же Южная Америка. Там тоже какао использовалось в пищу, но только индейцы не обрабатывали зёрна, а пили пульпу плода какао – заливали её в сосуды с узким горлышком, она ферментировалась, начинала бродить, и этот напиток хорошо утолял жажду. И по иконографии мы можем восстановить древние мифы о том, что какао якобы принесли мезоамериканцам обезьяны. В связи с этим есть две версии: первая гласит, что какао и в самом деле могло попасть к мезоамериканским народам из Южной Америки через обезьяний помёт, но биологически это не очень правдоподобно; вторая же версия более вероятна – в центральноамериканском регионе была хорошо развита торговля, и бог торговли Эк-Чуах у майя изображался с обезьяньим носом. Таким образом, бог-торговец, скорее всего, и ассоциировался с какао, которое было приобретено мезоамериканцами в ходе товарного обмена.
— Какой была древняя технология подготовки какао-зёрен к употреблению?
— Хотя дерево какао плодоносит постоянно, урожай принято было собирать только дважды в год, поскольку обработка какао-зёрен – это масштабный, трудоёмкий процесс. После того как зёрна вычищали из пульпы, их закладывали в специальные короба, а в древности, по всей вероятности, майя использовали для этой цели подземные хранилища. Под воздействием тепла зёрна начинали бродить, и по запаху было достаточно легко определить, когда какао пора было доставать из хранилищ.
Затем зерно отмывали и раскладывали на солнце, и пока оно сохло, его всё время переворачивали, подкидывая ногами, у майя даже был особый танец для этого. Процесс занимал не один день, пока какао постепенно меняло цвет, становясь всё более коричневым, и приобретало всё более насыщенный аромат. Готовый какао раскладывали по мешкам и продавали, а покупатели потом ещё зёрна обжаривали и растирали на зернотёрке. Иногда, чтобы кашица из какао быстрее просохла, избавившись от лишнего масла, под камень-зернотёрку ставили небольшой огонь. И только потом уже из этой массы делали напиток. Если получившуюся какао-массу помещали в специальную форму, она застывала и хранилась в виде лепёшки. Такая лепёшка была незаменимой провизией в походах. Так что когда говорят, что конфеты из какао первыми стали делать европейцы, не верьте – майя делали нечто подобное задолго до них.
— Но ведь какао само по себе горькое, разве такую лепёшку, без добавления сахара и других ингредиентов, можно сравнить с плиткой шоколада или конфетой?
— Сорта какао бывают разные – элитные и обычные. У современных кондитеров есть огромные плантации какао в Африке, но там, в основном, выращивается сорт какао обычный, недорогой, в нём много танина, он действительно горький, вяжущий. И чтобы кондитерское изделие получилось качественным, в нём должно быть не менее двадцати процентов элитного какао, которое стоит гораздо дороже. В элитном какао нет ни горечи, ни танина, оно вкусное само по себе, даже если в него ничего не добавлять. И у майя были во множестве сорта именно такого элитного какао. Однако в XV-XVI веках испанцы истребили многие какао-плантации, приспособив землю под выращивание кофе и сахарного тростника. Сейчас в Мексике и Гватемале пытаются восстановить истреблённые сорта какао, но сделать это не так просто.
— Зачем же испанцы истребляли столь ценные сорта?
— Тогда испанцы ещё не понимали ценности какао. Они начали пить его только тогда, когда у них стали заканчиваться запасы вина. В Европе же какао постепенно прижилось благодаря долгим религиозным постам, поскольку этот напиток давал необходимое энергетическое насыщение и поддерживал силы. Так какао постепенно вошло в широкий обиход, но это уже совсем другая история.
— И последний вопрос. Расскажите немного об особенностях музея и специфике вашей работы при подготовке экспозиции.
— В отличие от множества подобных музеев, которые на поверку оказываются самой обыкновенной кондитерской лавкой, Музей истории шоколада и какао действительно воссоздаёт историю возникновения и использования какао древними мезоамериканскими народами. Чтобы сделать это, нам пришлось провести большую научноисследовательскую работу. Когда перед нами встала задача реконструировать историю какао, оказалось, что из-за прерывания культурной традиции о происхождении его сохранилось очень мало сведений, и нам пришлось искать их самостоятельно.
Специально для музея мы написали целую книгу, посвящённую какао, и на вырученные деньги открыли наш первый представительский центр в Мексике, который носит название «Мезоамериканский центр имени Ю. В. Кнорозова». Одно из важнейших направлений работы центра – грамотное копирование надписей на памятниках майя. Кстати, 10 марта в Мексике прошёл масштабный фестиваль книжной культуры, на котором мы на правах почётных гостей из России представили нашу книгу о какао, выполненную в виде красочного альбома на испанском языке.
Также состоялось торжественное открытие памятника Юрию Валентиновичу Кнорозову – советскому учёному, без чьей дешифровки мы не смогли бы читать древние тексты майя и продвигаться в изучении их культуры. Его открытие способа чтения письма майя позволило совершенно по-другому работать со всем археологическим и историческим материалом и реконструировать древнюю религию майя, несмотря на то, что очень многие её особенности уже давным-давно исчезли из реальной культуры их потомков и не сохранились даже в народной памяти. Кстати, дети, приходя в Музей истории шоколада и какао на экскурсию, с большим удовольствием смотрят подготовленный нами ЭБ-фильм об истории дешифровки текстов майя. И когда к нам приезжают гости из Мексики, мы обязательно приглашаем их сюда, и все получают от этой экскурсии большое удовольствие.
Беседовала Марианна МАРГОВСКАЯ