Апрель, 2021

31 Мар 2021

Двери в космос открываются в Москве

Марианна Марговская, Людмила Симонова

Объявленный Год науки и технологий совпал с очень значимым юбилеем – 60‑летием первого полёта человека в космос. Для нашей страны имя Юрия Алексеевича Гагарина как пионера новой космической эры имеет почти сакральное значение. Однако первый космонавт Земли своим мужеством и природным обаянием навсегда покорил сердца не только своих соотечественников, но и всего мира. На сегодняшний день в Москве сложился уникальный культурно-топографический феномен: на одной станции метро «ВДНХ», в шаговой доступности друг от друга, располагаются сразу два независимых экспозиционных комплекса, посвящённых космической отрасли. Первый из них, Музей космонавтики (ранее Мемориальный музей космонавтики), в этом году празднует своё 40‑летие. Второй – Центр «Космонавтика и авиация» – открыл свои двери в павильоне № 34 на ВДНХ сравнительно недавно, в апреле 2018 года. Оба «космических портала» чрезвычайно популярны у москвичей и гостей столицы, и, разумеется, в каждом из них подготовлена своя программа праздничных мероприятий, освещающих знаменательную юбилейную дату.


Очевидец незримого

Имя художника Олега ВЫСОЦКОГО хорошо известно читателям журнала – наше сотрудничество продолжается более четверти века. Его картины не раз становились первыми обложками «Науки и Религии», вызывая интерес и благодарность подписчиков. И вот – новая встреча: мы знакомим вас в этом номере с недавними работами художника – представителя замечательного, особенного направления в искусстве и философии – русского космизма.


«Большие учёные вырастают из почемучек»

Беседовала Наталия ЛЕСКОВА

Алевтина Фёдоровна БРОВКИНА – выдающийся отечественный врач-офтальмолог, основатель Школы онкоофтальмологии, лауреат Государственной премии СССР, доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, заслуженный деятель науки РФ. А ещё в свои 90 она – неутомимая труженица. Продолжает оперировать, консультировать больных, преподавать. О возрасте говорить не любит, отмахивается, когда ей напоминают о прошедших годах. Старости не существует, уверена профессор Бровкина, если сам себя не чувствуешь старым.


Космическая одиссея или космическая илиада

Ярослав БУТАКОВ

Почему остановилась транспланетная экспансия человечества? Вопрос этот не надуманный и не праздный. Самое выдающееся достижение мировой космонавтики – высадка человека на Луну – приходится на первое десятилетие космической эры. С тех пор прошло уже больше полувека, но никто не пытался повторить этот успех, не говоря уже о том, чтобы превзойти его. Есть много проектов полётов человека на Марс и на астероиды, но все они не переходят из разряда фантастики в плоскость реальных разработок. На таком же теоретическом уровне в 60‑е годы прошлого века обсуждали и проекты фотонных звездолётов!

Автоматические межпланетные станции исследовали за последние десятилетия все планеты, до Плутона включительно (последний, впрочем, с 2006 года, согласно определению Международного астрономического союза, считается не «планетой», а «карликовой планетой»), а также ряд астероидов и комет. Может быть, всё, что нужно знать человечеству о космосе, оно узнает благодаря роботам? Нужно ли посылать людей в далёкие межпланетные экспедиции?

И всё-таки шестидесятилетнее топтание человека на околоземной орбите порождает смутные подозрения, что та парадигма цивилизации, с которой человечество впервые вышло в космос, коренным образом изменилась. Если бы в 1961 году не было полёта Юрия Алексеевича Гагарина, если бы до конца 1960‑х годов вообще не состоялось ни одного космического полёта, можно было бы сомневаться в том, что космическая эра когда-либо начнётся. Во всяком случае, современная цивилизация была бы явно неспособна на такой рывок.

Необходимо понять, что произошло с землянами за последние полвека и можно ли им рассчитывать на возобновление космической экспансии в будущем.


Между небом и землёй

Марина ГЕВОРКЯН

Мифам и преданиям о возникновении Мироздания была присуща своеобразная целостность – Вселенная, звёзды, планеты, а также всё живое и неживое были результатом некоего акта творения высшей силы (или множества подобных сил). Со временем были предприняты смелые попытки более или менее научного понимания происхождения, в частности, небесных тел, но они остались лишь в летописях и пересказах. Так, например, ещё в V веке до н. э. последователи Пифагора знали, что Земля имеет форму шара, а смена дня и ночи – следствие её вращения вокруг своей оси. На жизнь древних греков эти знания практически не влияли, скорее всего, мореплаватели и без пифагорейцев догадывались об этом. Гениальная догадка Платона, который называл звёзды «божественными сущностями», для которых Огонь является их видимой формой, так и осталась философским умозаключением. Равно как и его предположение, что само время возникло с возникновением космоса, то есть упорядоченного Мироздания…


Ответственность одинокого странника

Беседовала Наталия ЛЕСКОВА

Выдающийся отечественный астроном, ведущий специалист по космической технике и космохимии, один из инициаторов и научных руководителей многолетней программы исследования планеты Венера с помощью автоматических межпланетных станций Михаил МАРОВ был также одним из организаторов комплексного эксперимента на спускаемом аппарате автоматической межпланетной станции «Марс‑6», на котором проведены первые прямые измерения параметров атмосферы Красной планеты. Каковы природно-климатические условия на ближайших к Земле планетах Солнечной системы? Встретим ли мы когда-нибудь на просторах Вселенной братьев по разуму? Почему многие идеи Константина Циолковского становятся со временем всё актуальнее? Об этом наш разговор в преддверии Дня космонавтики.


Выстоявший среди руин

Сергей АНТОНЕНКО, Дмитрий АРМЕНСКИЙ

Историческое осмысление жизни и деятельности Александра Ярославича Невского; осознание глубочайшего цивилизационного значения выбора, сделанного великим князем; наконец, постижение тех духовных ценностей, которыми руководствовался благоверный правитель Руси, – всё это невозможно без развёрнутого представления о смутной, тяжёлой, но и плодоносной эпохе, Тринадцатом веке…


Он ушёл в даль…

24 февраля ушёл из жизни Даль ОРЛОВ (1935–2021) – литератор, драматург, критик, телеведущий; блестящий автор и искренний друг нашего журнала.


Литературное эхо эпидемий

Олег ДЗЮБА

Эпидемии уносят жизни множества людей, они губят и человеческие души, неспособные противостоять этим страшным атакам. Но замечен один эффект, который, на первый взгляд, кажется странным: именно в периоды эпидемий создаются шедевры изящной словесности, будто угроза болезни пробуждает в творцах особые таланты…


Об одном и том же, но разными языками…

«Наука и Религия» завершает публикацию отрывка (глава 6. Гибель «богов») из подготовленной к изданию работы независимого исследователя Андрея ГРАЧЁВА «Библейская история Древнего мира и античная мифология». Редакция выражает надежду, что наш анонс поможет скорой встрече этой критичной и дискуссионной книги с читателем!

Напоминаем, что автор поставил задачу синхронизировать известную из письменных источников историю древних цивилизаций (с привлечением материала, накопленного палеогеографами, геоморфологами, палеоклиматологами) с мифологическими повествованиями эллинов и римлян и данными Священной истории. Для подтверждения своих гипотез А. Грачёв обращается и к материалам иных мифологических миров. Первая часть публикации завершалась рассмотрением скандинавских сказаний о «гибели богов» – Рагнарёке.


Мохенджо-Даро. Чем больше раскапываем, тем меньше понимаем…

Дмитрий ЖУКОВ

Кто из нас, школьников советских времён, не слышал таинственное сочетание слов – Мохенджо-Даро? С этого непривычного нашему слуху названия начиналась история Древнего мира; от него веяло колючим ветром пустыни, заносящим жёлтым песком руины угасших городов…


Опасная болезнь – эго

Согласно науке психологии эго – это часть личности, которая осознаётся человеком как Я и различными путями реагирует на воздействие окружающего мира. Можно сказать, что это жизненная позиция, когда индивид думает прежде всего о собственной пользе, выгоде, ставит свои интересы выше интересов других. В учении Сахаджа Йога эго – тупиковая структура правого канала тонкого тела человека, оно может увеличиваться в размерах и раздуваться подобно воздушному шару. В этом случае эго начинает окружать сердце, отделяя от него мозг. В результате человек перестаёт быть единым целым, он раздроблен, его сердце работает в одном направлении, мозг в другом, тело в третьем, эмоции – в четвёртом. В этой статье рассказывается об опасностях, которые таит в себе эго: непомерно увеличенное, оно может исказить восприятие мира, лишить человека подлинных эмоций, подменив их мнимым, временным удовлетворением, нарушить истинные связи с социумом и вывести на путь, ведущий в никуда. Статья подготовлена по книге Шри Матаджи Нирмалы Деви «Метасовременная эпоха» (1998).


Fons debet esse constructum: фонтан должен быть построен!

Недавно в Москве закипели страсти: какому памятнику стоять на Лубянской площади? Статую Дзержинского убрали с пьедестала почти 30 лет назад, в августе 1991‑го; показ несколькими днями ранее по телевидению «Лебединого озера» воспринимался как свидетельство бессилия ГКЧП – тогда телезрителям было не до красоты балета… Наш постоянный автор Сергей МАКИН убеждён: если мы хотим, чтобы красота спасла пусть не весь мир, но нашу Родину, в центре Лубянской площади нужно установить не Рыцаря революции, а Деву озера!.. Его позиция (высказанная не без ноты самоиронии) не кажется во всём безупречной, но, возможно, она будет способствовать сближению позиций непримиримых спорщиков.


Анатомия красоты

Магомед АБДУЛХАБИРОВ

В прежние века обращения врачей и художников к человеческой анатомии, к сокровенному, внутреннему миру тела зачастую воспринималось как нечто предосудительное. Страх перед художественным и научно-медицинским (а они идут рука об руку) изучением строения человека был преодолён в эпоху Ренессанса. История сохранила нам изображения анатомии человеческого тела в работах Леонардо да Винчи, Андреаса Везалия и других гениев эпохи Возрождения…

Сегодня у художников и медиков популярны «Пластические анатомии» и атласы Готфрида Баммеса и других художников. В студенческом и во врачебном сообществе высоко ценятся анатомические атласы Р. Д., Я. Р. и А. Я. Синельниковых. Над уникальным цифровым атласом анатомии человека работают молодые учёные Дальневосточного федерального университета Богдан Щеглов и Никита Безуленко. Художники используют также для этого компьютерную томографию и другие современные технологии; становится востребованной трёхмерная графика. Человеческая мысль в постоянном поиске, это отрадно.

И на этом фоне изобразительного изобилия и большого выбора разновидностей «художественной анатомии» для меня стали радостным открытием рисунки, выполненные Хавой МУКУЕВОЙ – студенткой Медицинского института знаменитого Российского университета Дружбы Народов. Познакомился я с ними случайно. Для изображении изогнутой конструкции, прочно фиксирующей сломанные кости таза, нужны были не только рентгеновские снимки, но и графическое изображение медико-технологического новшества. Это требовалось для научных статей и выступлений, а также для учебно-методического пособия и диссертации. И я обратился к моим студентам, ибо знаю, что в молодёжной среде много, очень много талантов. Они мне и рассказали о Хаве. Девушка блестяще справилась с заданием. Тогда я ещё раз понял, как важно сегодня выявлять молодые таланты и помогать им в их реализации. Мы побеседовали с Хавой, и я не мог не отметить её живой интерес к моей родной медицине и вообще к окружающему миру. Приведу запись части нашего разговора – думаю, она будет интересна читателям «НиР».