Август 2017
Пределы роста и беспредельность развития
Беседовала Ольга БРУШЛИНСКАЯ
У нас в гостях один из активных участников и лидеров отечественного и международного экологического движения учёный-биолог Святослав Игоревич ЗАБЕЛИН. Защите окружающей среды посвятил всю жизнь, возглавив ещё в студенческие годы Дружину биологического факультета МГУ по охране природы. За плечами – опыт работы с известным общественным деятелем А. В. Яблоковым – в Верховном Совете СССР (1989–1991) и в Администрации Президента (1991–1993), в Совете по правам человека при Президенте Российской Федерации (2002–2008). Сегодня С. И. Забелин – сопредседатель Международного Социально-экологического союза, объединяющего более 300 активистов экологического движения из 29 стран. Тема нашей беседы – насущные проблемы охраны природы в современном мире.
Поле битвы – город
Лилия ВОЛКОВА
Поле самой страшной, каждодневной битвы человека с природой – город. Битва в каком-то смысле вынужденная, и ладно бы она была просто упорным противостоянием равносильных стихий, сохраняющим хрупкое равновесие. Но, увы, никогда не удаётся найти баланс между потребностями человека и сохранностью природной среды, беспощадно перекраиваемой под эти самые потребности. Безусловно, в руках человека больше инструментов подавления «противника». При желании он может чуть ли не за одну ночь закатать в асфальт (или обложить каменной плиткой) всё жизненное пространство вокруг себя. Примерно это и происходит в мегаполисах, где остаются лишь разрозненные оазисы – редкие зелёные дворики, парки, лесочки, площадь которых быстро сжимается, как шагреневая кожа. О том же, что сами мы, перефразируя известную песню, «тоже являемся частью Вселенной» и отчаянно нуждаемся в диалоге с ней, в контакте с природой,– забывается начисто…
Истоки вдохновения: взгляд с позиций современной физики
Александр АЙЗЕНЦОН
Случается, что творческую мысль посещают озарения. Дж. Уотсона «осенило» геометрией ДНК, Н. Бору приснилась структура атома, Пушкину – поэтические строки, Рафаэлю – Сикстинская Мадонна, а Цицерон предвосхитил квантовую физику: «Вероятностные знания – вот предел человеческого разумения». Вряд ли Марк Антоний, отдавая приказ о его убийстве, предполагал, на какого «физика» он покушается.
Проблема происхождения спонтанных приливов вдохновения находится в «жерновах» между наукой, философией и религией. Для религиозного сознания наитие – это «нашествие свыше» («Толковый словарь Даля», там же приводится пример: «Господь наитствует праведников, шлёт им наитие, вдохновляет, внушает речи и поступки, руководит»). Наука же не даёт однозначного ответа на вопрос об истоках озарения.
Случается, что творческую мысль посещают озарения. Дж. Уотсона «осенило» геометрией ДНК, Н. Бору приснилась структура атома, Пушкину – поэтические строки, Рафаэлю – Сикстинская Мадонна, а Цицерон предвосхитил квантовую физику: «Вероятностные знания – вот предел человеческого разумения». Вряд ли Марк Антоний, отдавая приказ о его убийстве, предполагал, на какого «физика» он покушается.
Имеются серьёзные основания полагать, что решение этой проблемы требует привлечения новейших данных не только психологии, но и физики.
На разных континентах, под землёй и под водой…
Дмитрий ЖУКОВ
Сегодня, наверное, нет на свете человека, который бы не слышал о самых древних и загадочных сооружениях нашей планеты – пирамидах. Однако их назначение всё ещё представляет собой загадку. Египтологи упорно держатся традиционной точки зрения, согласно которой египетские пирамиды – погребальные сооружения эпохи Древнего царства. Что касается пирамид Мезоамерики (у ацтеков они именовались теокалли), то считается, что жрецы проводили на них астрономические наблюдения и совершали ритуалы, в том числе – кровавые жертвоприношения. Сторонники «альтернативной истории» убеждены, что предназначение пирамид было иным… Вызовом для современной науки является также распространённость формы этих сооружений: схожие постройки обнаруживаются в ареалах цивилизаций, совершенно не близких географически и культурно, не имевших контактов между собой.
Надёжная защита от потока времени
Марианна МАРГОВСКАЯ
«Я, Анна, дочь царственных родителей Алексея и Ирины, рождённая и вскормленная в Порфире. Я не только не чужда грамоте, но, напротив, досконально изучила эллинскую речь, не пренебрегла риторикой, внимательно прочла труды Аристотеля и диалоги Платона и укрепила свой ум знанием четырёх наук», – так пишет о себе византийская принцесса Анна Комнина. Всю жизнь она боролась за то, для чего была рождена: за трон и царскую власть. Проиграв в борьбе, она посчитала свою жизнь неудавшейся. Но именно благодаря этому поражению имя её навсегда сохранилось в памяти человечества.