Август 2018

1 Авг 2018

Наука нуждается в Боге

Беседовала Наталия ЛЕСКОВА

Сегодня мы продолжаем знакомить читателей с нетривиальным взглядом на мир Тимура ТИМЕРБУЛАТОВА – известного учёного, доктора экономических наук, действительного члена Российской и Европейской Академий естественных наук и Академии геополитических проблем, кавалера Ордена Сергия Радонежского III степени и лауреата премии «Персона‑2008». Тема нынешнего разговора, как никакая другая, близка нашему журналу: наука и религия должны быть соратниками, а не соперниками, друзьями, а не врагами, и тогда проблем в мире станет заметно меньше. Но возможно ли это? И если да – каким образом?


«Зачем ты это делаешь?»

Александр КОВАЛЁВ

Дом престарелых в дальнем конце Московской области. Сосны, река в отдалении видна сквозь золотящиеся на солнце стволы деревьев… Сидим на крыльце чистенького, но обветшавшего здания со студенткой Надеждой, будущим психологом, приезжающей сюда с небольшой группой волонтёров практически каждые выходные. Они привозят необходимые лекарства, читают старикам книги, газеты и просто разговаривают с неизбалованными вниманием обитателями приюта, обсуждают новости, побуждают к воспоминаниям, а то и рассматривают выцветшие фотографии, поддерживая стариков тёплым заинтересованным общением, разрушая одиночество, которое порой съедает человека быстрее роковых болезней…


От солидарности сильных – к помощи слабым

Людмила ГАТАГОВА,

кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН

Гуманность является целью человеческой природы, утверждал немецкий философ И. Гердер, и «ради достижения её предал Бог судьбу человечества в руки самих людей». Но нравственность людей формируют внешние условия. Если государство служит обществу, признаёт права и свободы каждого человека, поощряет принципы справедливости и способно обеспечить гармонию общественного и частного интереса, в недрах его социальной среды всегда будет возникать готовность к добровольному оказанию безвозмездной помощи.

Постсоветское массовое сознание с трудом привыкало к мысли об общественной пользе добровольного труда на благо нуждающихся. Это и неудивительно: за семь с лишним десятилетий коммунистического режима государство, установившее монополию на организацию всех без исключения форм социальной помощи, напрочь отбило у советских граждан охоту к каким бы то ни было проявлениям личной инициативы. После большевистской революции понятия благотворительности, волонтёрства, добровольчества, привычные для жителей практически всех уголков Российской империи и ассоциировавшиеся с великим множеством совершавшихся в стране больших и малых добрых дел, практически полностью утратили в глазах населения свой изначальный нравственный смысл. В современной России волонтёрское движение переживает второе рождение. Оно набирает силу, принимая всё более массовый характер и охватывая всё больше людей из самых разных социальных, возрастных и этнических групп. В этот процесс вовлечены все без исключения республики, края и области России. Свой, особый путь становления проходит добровольчество в кавказском регионе. Чтобы понять специфику и сложность этого пути и реалистично оценить его перспективы, необходимо обратиться к истории (которая, заметим, для горцев порой бывает актуальней современности).

Горский просветитель – доброволец культуры

Анастасия БУЛАТОВА

Многообразны сферы приложения труда волонтёров. Рассказывая о различных исторических направлениях их деятельности, авторы «НиР» стремятся выделить те аспекты добровольческого опыта, которые могут быть востребованы и использованы сегодня. Одним из важных вопросов, стоящих на повестке дня, является развитие национальной базы курортов. Фонд здравниц, с которым Россия пришла к началу 1990‑х годов, оказался почти полностью разрушен. Надежды на частный бизнес, который приходит в сферу организации гостеприимства, оправдываются далеко не всегда… Между тем, в дореволюционной России были впечатляющие примеры подъёма (практически «с нуля») резортов с привлечением различных форм общественного сотворчества – того, что мы сейчас называем «государственно-частное партнёрство», «социально ответственный бизнес», «культурное спонсорство» и… да, волонтёрство. Русский подход к развитию индустрии отдыха обязательно предусматривал сочетание экологической, оздоровительной, культурной, духовно-нравственной составляющей. Нередко, кстати, отдых сочетался с паломничеством. Для такого рода поездок идеально подходили Крым и Кавказ. Об одном из перспективных, быстро развивавшихся тогда курортов пресса писала: «Теберда – дар божий, жемчужина Кавказа, колыбель христианства, русская Швейцария…». Сегодня мы познакомим читателей с яркой личностью Ислама Крымшамхалова – одного из тех, благодаря которым Теберда состоялась как курорт. Человек энциклопедических интересов, он не просто вкладывал средства в инфраструктуру края, но и не жалел собственных сил, трудясь на просветительской ниве.


Политика – всегда раскол

Григорий КВАША

Продолжение цикла. Начало в № 7

Политикой называют сейчас всё что угодно, сваливая в кучу самые разнородные явления, относящиеся и к связям с зарубежными странами, и к внутреннему порядку, и к экономике. Чтобы верно оценивать реальное положение дел, необходимо чётко и точно разделить все стихии исторической жизни по их смыслу и временной координате.


Царственные добровольцы

Рада ЖЕЛЕЗНОВА

Окончание. Начало в № 7

Отметим одну важную черту благотворительно-волонтёрского служения императорской семьи. Царская чета не стремилась «приватизировать» право на милосердие и приветствовала любые добровольческие инициативы ради помощи фронту и фронтовикам.


Ах, балет, мой балет, ты – моя религия

Сергей МАКИН

Как сказал поэт, «каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу». Есть у нас в России традиционное искусство, которое для влюблённых в него – религия. Имя этой религии – классический балет. В прошедшем, 2017 году отмечалось 90‑летие великого балетмейстера Юрия Григоровича. А в 2018‑м балетное сообщество празднует 200‑летие со дня рождения Мариуса Петипа; во многом благодаря этому год объявлен в России Годом отечественного балета. 11 марта 1818 года появился на свет будущий волшебник танца, пророк российского балета и, быть может, даже его мессия.


Великий хореограф, великий мифотворец…

С именем Мариуса Петипа (1818–1910) – обрусевшего француза, ставшего после многих лет жизни в России «Ивановичем» (его отца звали Жан-Антуан) – связано становление великой русской балетной традиции, которая узнаваема и прославлена во всём мире. Петипа оставил след в истории как выдающийся балетмейстер, танцовщик, организатор театральных проектов и педагог (сам о себе он, впрочем, предпочитал говорить как об «учителе танцев»). «Безраздельным повелителем, диктатором балета в России» назвал балетмейстера Петипа артист и историк балета Серж Лифарь. «Бесподобный мастер» – так отозвался о Мариусе Ивановиче основатель современного американского балета Джордж Баланчин. Постановки Петипа, плод его сотрудничества с П.И. Чайковским – «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик» – стали вершинами симфонической хореографии.


«Что такое свобода, знают лишь те, кто готов умереть за неё»

Марианна МАРГОВСКАЯ

Имя этой блистательной женщины сейчас помнят немногие. А между тем среди её современниц найдутся лишь единицы, способные соперничать с ней по степени влияния на культурную и общественно-политическую жизнь Европы. Она вызывала глубокое уважение и нескрываемый интерес у самых выдающихся умов своего времени: беседовала с Дидро, Гёте, Шиллером и Фихте, а Фридрих Шлегель занимался воспитанием её детей. Её ревновал Стендаль. Она удостоилась искреннего восхищения Пушкина. Сам Наполеон Бонапарт называл её своим личным врагом, боясь остроты её ума и вольности суждений. Баронесса Анна-Луиза Жермена де Сталь-Гольштейн, урождённая Неккер (1766–1817), вошедшая в историю как мадам де Сталь, – фигура поистине неординарная, во многом предвосхитившая дальнейший ход развития общества, культуры и человеческой личности.


«Дай пятёру волонтёру!»

Причастность к спортивному празднику – источник позитивных вибраций

Лилия ВОЛКОВА

Прогремевший этим летом по России грандиозный Чемпионат мира по футболу, по признанию его многочисленных гостей со всего света, стал лучшим из всех прошедших – по зрелищности, доброжелательности, размаху и, безусловно, по уровню организации. Особое место в череде похвал отводится волонтёрам, которые выполняли колоссальный объём работы, демонстрировали высочайший уровень подготовки и всегда приходили на помощь болельщикам, игрокам и членам делегаций.


Не гневайтесь!

Причастность к спортивному празднику – источник позитивных вибраций

Лилия ВОЛКОВА

Гнев считается эмоцией безусловно отрицательной. Психологи относят её к числу наиболее разрушительных для психического и физического здоровья человека, причём как того, кто гневается, так и того, на кого гнев направлен. В этом состоянии люди теряют контроль над собой и совершают поступки и действия, о которых потом приходится сожалеть. Значит, надо сдерживать своё возмущение, негодование, обиды – всё то, что и рождает состояние гнева? Вопрос сложный, ответы неоднозначны. Есть мнение, что нельзя подавлять его, а напротив, надо дать ему выйти наружу в полной мере. Но как при этом не нарушить принятые в обществе нормы поведения?

В учении Сахаджа Йога этой эмоции уделяется серьёзное внимание, ведь часто гневающийся человек становится агрессивным, он неспособен к духовному развитию и самосовершенствованию, он лишён энергии Божественной любви. Рассмотрим проблему с разных точек зрения.


Вспомнить о храме

Сергей АНТОНЕНКО

К 4-й странице обложки

У замечательного живописца Николая Ярошенко, который как мало кто другой из русских художников прочувствовал Кавказ, есть картина «Забытый храм». Она известна в двух вариантах. Первый, этюдный, создан в 1887 году. На полотне мы различаем в полумраке своды древней церкви или собора, кое-где покрытые осыпающейся штукатуркой. Свет проникает сквозь три узких окна-бойницы в алтарной апсиде и ещё откуда-то сверху, очевидно, через разрушенную крышу… В 1896 году, за два года до смерти, Ярошенко развёртывает этюд в полновесную композицию. Здесь картину запустения дополняет уже отара овец; на разложенном прямо в алтаре костре готовится немудрёный чабанский ужин. Что хотел сказать мастер, о котором Н.К. Михайловский в некрологе «Памяти Н.А. Ярошенко» писал: «Это был в полном смысле мыслящий художник»?


Там, внизу…

Эдуард ГЕВОРКЯН

Окончание. Начало в №6-7

Итак, можно сказать, что многие труднообъяснимые, да и попросту говоря загадочные явления особого рода наблюдаются, как правило, в старых замках и в подземных строениях, в пещерах и шахтах – словом, где-то внизу… Есть, разумеется, и загадочные события, скажем так, небесного происхождения. К ним относятся пресловутые НЛО и ряд других непонятных явлений, наподобие хрономиражей и т.п., о которых в нашем журнале было немало публикаций. Поэтому вернёмся к нашей теме.


На плечах у титанов

Дмитрий ЖУКОВ

К 3-й странице обложки

Творчество Евгения Спасского – важная часть духовной и художественной жизни России ХХ века, его произведения, без всякого преувеличения, составляют важную часть культурного наследия нашей страны. На протяжении своей жизни Евгений Дмитриевич проявлял себя в разных сферах: работал театральным художником-декоратором, оформителем книг, реставратором икон. Среди монументальных проектов, в которых он принимал участие, искусствоведы отмечают станцию метро «ЗИС» (ныне «Автозаводская») и «Новослободская», интерьеры «Детского мира». После войны художник активно продолжает изучать иконопись и практически до 1970‑х годов занимается реставрацией и росписью храмов. Отмечая разнообразие творений мастера во многих жанрах живописи и графики, необходимо признать, что самым потрясающим циклом его работ стала портретная живопись.