Ноябрь 2015

1 Ноя 2015

Конфликты, которые мы выбираем

Уроки истории

Валерий ЛОБАЧЁВ

Не будет преувеличением сказать, что, отмечая 1000‑летие преставления равноапостольного великого князя Владимира, обращаясь к той эпохе и её историческому наследию, мы по сути говорим о 1000‑летии русской цивилизации, ибо именно тогда формировались её доминантные черты.

Русские летописцы – великое спасибо им за это! – рассказали не только о достижениях, но и о проблемах, недорешённостях той эпохи.Часто в сказаниях о тех временах нам не хватает точной фактографии, конкретики, порой их образность, литературность как бы заменяет обязанность летописцев изложить череду событий и их мотивированность. Но это ведь потому, что древнерусские писатели очень хотели донести до нас что-то сущностное, проблемное. И донесли – через поколения и века. Но чтобы прочесть это послание, требуется понять родство и различие в сознании русского народа, прошедшего это тысячелетие, в те далёкие времена и в нынешние.

В публикациях этого номера мы обращаемся к таким темам, как религиозное сознание, веротерпимость, свобода совести. К цивилизованному пониманию отношений между народами, государствами. К духовно-культурному строительству: святой Владимир старался выстраивать государство как храм – какой это храм, как его образ реально воплощался в первых христианских церквах крещёной Руси?

Гордость наших мусульман

В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ

23 сентября 2015 года, спустя десять лет после начала реконструкции, состоялось торжественное открытие обновлённого здания Московской Соборной мечети – размеры её увеличились почти в 20 раз. Эта главная мечеть столицы и одна из известнейших в нашей стране по величине не уступает многим знаменитым мечетям Европы. В жизни наших соотечественников‑мусульман Московская Соборная всегда играла особую роль, была для них живым символом ислама, утверждая их в вере, укрепляя их дух.

Под знаком Зиланта и Ак-Барса

КУЛЬТ И КУЛЬТУРА

Вера БЕГИЧЕВА

Наследницей Золотой Орды назвал современную Россию муфтий Равиль Гайнутдин, выступая на церемонии открытия обновлённой Московской Соборной мечети в сентябре 2015 года. А много ли мы сегодня знаем о Золотой Орде и о тех материальных и духовных богатствах, которые составляют это наше общее историческое наследие? И даже о самом, казалось бы, простом – о происхождении и значении государственной символики Золотой Орды и её исторического правопреемника Казанского ханства – нынешнего Татарстана, продолжателя и хранителя её традиций, и его столицы Казани? Автор очерка, историк показывает нам, что даже в этом сугубо декоративном, сугубо геральдическом плане современная Россия является наследницей Золотой Орды.

Нейтрино. ДНК. Черви и плазмодии

ГОРИЗОНТЫ НАУКИ

Эдуард Геворкян

В отличие от «гуманитарных» нобелевских премий (например, за литературу или так называемую «премию мира»), нобелевские премии 2015 года в области естественных наук и медицины не вызывают оторопь от явной ангажированности и политической конъюнктуры. Если и возникают вопросы, то, как правило, относительно своевременности вручения заслуженной награды. Но и здесь есть свои резоны – порой требуется немало времени, чтобы оценить значимость того или иного открытия, новых идей или технологий, расширяющих горизонты познания, а также новых разработок, влияющих на жизнь и здоровье человека.

Письмена в джунглях

ФЕНОМЕНЫ

Юлия СЕРЕБРЕННИКОВА

Биологическая природа человека за последние 40 тысяч лет не очень изменилась. Поэтому нам интуитивно ясен язык искусства древних мастеров, независимо от того, какой «носитель информации» ими использовался, будь то камень, глина, воск, папирус, дерево, кость, кожа, ткань или металл. Какие изображения мы видим на разных носителях информации? Какая информация скрывается за древними знаками? Всё это ещё только предстоит открыть и преобразовать в научное знание. Сопоставление изображений на разных артефактах, которые находят по всему миру, позволяет расширить инструментарий в области исследований истории культуры.

Королева без королевства

Так называется новая книга Ларисы Николаевны Васильевой. Как и было обещано, впервые она увидит свет в нашем журнале.

Материалы к повести о судьбе Анны Ахматовой

Впервые задумалась я над парадоксальными переживаниями Анны Андреевны Ахматовой, прочитав две её афористичные строки:

Одной надеждой меньше стало,одною песней больше будет.

Она явно извлекала из своих страданий чувства, рождающие вдохновение, но вдохновение её мрачно, трагично, горько.

О ней написано много пошлостей, глупостей и подлостей. Её объявляли полумонахиней-полублудницей. Она не возражала. Запутывала своих «исследователей», лишь бы не докопались до правды её переживаний, хотя сама сказала о себе: «Я тишайшая, я простая…»

В её любовники зачисляли композитора Артура Лурье потому, что в голодные послереволюционные годы поселились втроём: она, он и балерина Ольга Судейкина. Любовь втроём в то маргинальное время была так же популярна, как однополые влечения. Это выглядело изысканно, тут мерещился нравственный вызов. И мало кому виделась реальность: в голодные годы спасительными становились союзы, когда две подруги съезжались, дабы помогать друг другу, а к одной из них, к Судейкиной, присоединился со своим пайком влюблённый в неё музыкант.

Время было невероятное. Революция разломала Россию. Новый общественный строй складывался очень тяжко.

Буддийская святыня на берегах Невы

ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ БУДДИЙСКОЙ ВСЕЛЕННОЙ

Александр АНДРЕЕВ

Петербургскому дацану – 100 лет

10 августа 1915 года в Петрограде был освящён буддийский храм, получивший тибетское название Гунзэчойнэй, что означает «Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника». Посетившие новую иноверческую «молельню» репортёры были поражены, увидев на окраине города «величественный, горделивый храм». Всё в нём поражало своей необычностью: и форма здания с мощными, несколько наклонёнными внутрь стенами, напоминавшими неприступную крепость; и загадочные восточные символы на фасаде; и яркое убранство интерьера. Отныне петербургские буддисты могли беспрепятственно совершать в храме обряды согласно традиции жёлтошапочной «школы добродетели» (гелуг), распространённой в Монголии и Тибете, а также в Бурятии, Калмыкии и Туве.

Вечное рабство трансгуманизма

КОНФЛИКТНАЯ ЗОНА

Давайте представим себе идеальный мир! Никаких болезней и немощной старости (наука в идеальном мире побеждает все болезни, и человек остаётся вечно молодым), никаких проблем с природой и климатом, смерти тоже нет, интеллект прокачан «до дна», энергию получают буквально из ничего, технологическая сингулярность достигнута… Здорово, правда?

Чуть не забыл! Обычных людей в этом мире нету. Рай – только для сверхчеловеков. Простым смертным вход закрыт