Январь 2016
Желаем вам!
Давно известно и подтверждено жизнью – наши слова, произнесённые вслух или мысленно, написанные на бумаге или набранные на компьютере, обладают большой силой. Тем, к кому мы их обращаем, передаются энергия нашей души, наши чувства и наши собственные устремления. «Осторожнее со словом!» – предупреждают мудрые. Сказано у поэта: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». А потому пожелания – особенно новогодние – дело очень серьёзное. Это словесный подарок, в котором заложена программа (конечно, положительная!) для тонких структур. И он может оказаться ценнее любого материального подарка. Мудрые, искренние, наполненные любовью и уважением к человеку пожелания обязательно сбываются!
Вы, конечно, поняли, что это было предисловие к тем новогодним пожеланиям, которые журналистская команда, выпускающая «Науку и религию», шлёт дорогим читателям.
Тяжёлые времена переживает наша страна, и нам не обещают, что ситуация скоро изменится к лучшему. Да, в такие периоды людям свойственно концентрироваться на своих проблемах, одолевают бытовые сложности. Но давайте оставаться людьми при любых сложных обстоятельствах – не будем забывать о совести, о сострадании и помощи ближнему, о высоких идеалах. Пусть не устаёт ваша душа, пусть не прекращается духовная работа, ибо это – основа бытия. Пусть будет оно осмысленным и наполненным!
С каждым годом достижения науки и техники соблазняют нас всё новыми и новыми «гаджетами и девайсами», которые отнимают минуты и часы, накапливая бездумно прожитые годы. Так пусть в новом году мы больше времени станем проводить на чистом воздухе, пусть чистая вода и здоровая еда будет достоянием большинства, а не кучки миллиардеров. Сохраним своё здоровье не с помощью разрекламированных чудо-лекарств, а правильным образом жизни!
По сдержанным прогнозам экономистов‑аналитиков, начавшийся год будет ещё не последним кризисным для России. А вырулить из ямы нашему вездеходу удастся при самом мобилизационном и мудром управлении лет эдак через… время покажет! Пусть управление и будет таким! А нам надо определить тот вектор личного развития, который поможет преодолеть все трудности грядущих лет.
Да, «за окнами» – непростое время. В наступившем году нам всем наверняка не раз и не два может оказаться полезной молитва, которая в английском варианте именуется Serenity Prayer – «Молитва о спокойствии духа». Её считают «своей» католики и протестанты, иудеи и буддисты, православные и неверующие: «Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого…».
Но в сказочные и святые дни, которыми открывается год, хочется верить в чудесное. Солнечный свет уже начал постепенно – по секундочке! – прибывать; в Центральной России на смену промозглому, чёрному бесснежью пришла наконец-то настоящая белая пушистая зимушка-зима…
Да, в наступившем году наша жизнь потребует стойкости, но пусть в ней будет место и для радости!
С Новым Годом!
_________________________________________________________
Когда прошлое врывается в будущее, или Продолжение следует
В контексте современности
Валерий ЛОБАЧЁВ
Что есть цивилизованность в управлении страной?
Русские летописцы тысячелетней давности, а за ними историки, мыслители последующих эпох не жалели контрастных красок для образа князя Владимира. И неудивительно – к той эпохе обращались во времена исторического выбора, в поворотные времена. А образ правителя (правительства, правления) – это и образ нас самих. Народ в лидерах видит себя – и в плюсах, и в минусах, и во взыскуемом своём идеале. Тут нельзя не учитывать такую психологическую закономерность: мы склонны не слишком замечать в других людях те достоинства, которыми и сами, по видимости, обладаем, зато склонны преувеличивать в других свойственные и нам недостатки (принцип «соринки в чужом глазу»).
Здесь стоит напомнить формулу-клятву, освящённую веками христианской Руси, – держать княжение грозно и строго, грозно и справедливо, грозно и кротко, что означало одно и то же: праведный суд и политику. Эти слова произносили князья, призывавшиеся на службу в Господин Великий Новгород. Их напоминал в посланиях Курбскому царь Иван Васильевич, прозванный впоследствии «Грозным» – словом из этого именно ряда. И в образе правителя и правления нам недостаёт то кротости и справедливости, то грозности.
Нашему историческому сознанию при этом льстят большие величины – гении, злодеи, падшие ангелы, раскаявшиеся грешники. Эти черты летописцы находили и в образе князя Владимира. А в ХVII–ХVIII веках традиционалисты, консерваторы, староверы в особенности, прямо узнавали Антихриста в царе Алексее Михайловиче, а затем в Петре Алексеевиче. Вообще-то тут видится и некая гордыня – уверенность, что главные события мировой истории, Конец Света и Суд Божий, – вершиться будут именно в жизни этого поколения и прямо здесь, на Москве.
Нам неизбывно хочется иметь великую, и величайшую даже, историю. И исторических личностей наших мы невольно стремимся писать в житийных категориях – как подвижников или как демонов, бесов. И роль личности в истории мы не можем не преувеличивать (сами же индивидуалисты и себялюбы).
Летописцы, рисуя образ Владимира-правителя, подчёркивали, что он во всех делах советовался со своей старшей дружиной. И заметим, так в летописи получается, что какие-то конфликты – разногласия с непременным нахождением правильного их разрешения – возникали у великого князя именно с дружиной и с епископами, то есть в правительстве, а не с подданными.
_________________________________________________________
Геометрия времени
ГОРИЗОНТЫ НАУКИ
Выпускник МГТУ имени Баумана, успешный бизнесмен Дмитрий Павлов много лет вкладывает деньги в науку, считая себя прежде всего учёным. Он создал под Муромом мини-наукоград, где проходят научные конференции, семинары, читают лекции известные российские и зарубежные учёные. Но главным своим детищем он считает работающий частный Институт гиперкомплексных систем в геометрии и физике в подмосковном Фрязино. Специфика Института – финслерова геометрия, которой сегодня почти никто в научном мире не занимается. Но Дмитрий ПАВЛОВ уверен, что на её основе возможны прорывные исследования в физике, способные кардинально изменить наши представления о Мироздании и качественно расширить возможности человечества. С ним беседует Наталия ЛЕСКОВА.
– Дмитрий, почему именно финслерова геометрия?
– Когда я был студентом третьего курса, ко мне попала книжка М. А. Лаврентьева и Б. В. Шабата «Проблемы гидродинамики и их математические модели». Там была описана необычная алгебра – алгебра двойных чисел, которые с некоторыми несущественными отличиями являются зеркальным отражением алгебры комплексных чисел. Я был потрясён. В отличие от привычной комплексной алгебры, которая не расширяется на трёхкомпонентные числа и соответствующее по размерности пространство, эта – расширяется, причём не только на трёх-, но и на четырёхкомпонентную алгебру. Обе такие расширенные алгебры, как и комплексные числа, являются коммутативными, то есть в них можно переставлять местами сомножители. Но оставалось непонятным, какие геометрические пространства таким расширенным алгебрам соответствуют. Родилась гипотеза, что именно с помощью этих необычных пространств лучше всего можно описывать наше реальное пространство‑время, которое сегодня принято связывать с более известной геометрией Минковского. Оставалось доказать, что такие данные можно получить и в нашем случае. С годами появилась возможность привлечь к решению задачи профессиональных физиков и математиков, чтобы разобраться с этой структурой как в алгебраическом, так в геометрическом, а главное – в физическом плане.
– Нечто похожее было у Роуэна Гамильтона, открывшего кватернионы…
– Да, 22 года со дня открытия кватернионов и до самой смерти он посвятил изучению этой алгебры в надежде, что именно её свойствам соответствуют свойства реального мира. Он знал, что четвёртую компоненту можно трактовать как временное измерение, и, чтобы решить поставленную задачу, создал свою школу. Кватернионы стали модным направлением, завоевав умы многих математиков. К сожалению, замыслу Гамильтона не суждено было сбыться. Однако нашей четырёхкомпонентной алгебре, именуемой четверными числами, возможно, повезёт больше. Основанием для таких ожиданий является факт бесконечного разнообразия конформных преобразований как в этой алгебре, так и в сопоставляемом ей пространстве, которое иногда называют финслеровым пространством Бервальда-Моора. Этого свойства нет в обычном пространстве-времени Минковского, но оно чрезвычайно привлекательно, так как задаёт бесконечное множество соответствующих непрерывных симметрий. Это тот потенциал, который позволяет надеяться, что таким симметриям будут соответствовать физические ситуации. Если эти надежды сбудутся, значит, математика подсказывает нам то, чего недостаёт в физической картине мира.
_________________________________________________________
Сколько пальцев было на руке Адама?
Неожиданный ракурс
Сергей БОГОРАДО
«Никто не может сказать, почему принято считать, что в небесном своде именно 360 градусов. Это пришло к нам из древности и безоговорочно использовалось во всём мире», – утверждает известный библеист Этельберг Буллинжер в своей книге «Числа в Писании».
Но каким образом первый человек на Земле мог разбить круг на сектора-градусы, не имея транспортира? Подобно тому, как мы, разрезая пирог, сначала делим круг пополам. Потом делим ещё раз пополам и получаем четыре четвертинки, а при следующем делении у нас будет 8 осьмушек круга. Полученные секторы составляют 45 современных градусов. Это означает, что при следующем делении пополам у нас получатся секторы с дробным числом градусов – 22,5.
Единственный естественный «круг», разбитый примерно на 360 частей, – наш земной год. Правда, он состоит не из 360‑ти, а из 365‑ти дней. Но что если первоначально орбита Земли была не эллиптической, а именно круговой, а годовой её пробег равнялся в точности 360‑ти дням?
Итак, соотношение угловой и линейной скоростей Земли было таким, что за один оборот вокруг Солнца Земля обращалась вокруг своей оси ровно 360 раз. Огромный шар, массой 60 х 1020 тонн, сопровождаемый вращающейся вокруг него Луной, на огромной скорости совершал сложные движения с точность часового механизма. И происходило это 12 тысяч лет назад. Но так было не всегда.
В период между 3,9 и 3,8 миллиарда лет назад на орбите Земли появилась Луна. Есть разные и противоречащие друг другу гипотезы, которые пытаются объяснить случайный и естественный захват Луны нашей планетой или же одновременное их происхождение. А вот гипотеза о том, что Луна была искусственно перенесена из глубин Солнечной системы к Земле, многое могла бы объяснить.
_________________________________________________________
Космос с последующим разоблачением
Неожиданный ракурс
Эдуард Геворкян
Каждый уважающий себя конспиролог знает, что правительства скрывают от нас – далее идёт длинный список предпочтений, от тайны убийства Кеннеди до летающих тарелок, спрятанных на секретных военных базах; от золота тамплиеров, на котором зиждется современная банковская система, до лунных баз космических пришельцев, так сильно шуганувших американцев, что они мигом свернули программу «Аполлон». И прочее в том же духе. Ну и, разумеется, хорошим тоном в среде конспирологов считается как бы между прочим упомянуть, что американцы вообще-то на Луну не летали…
Всё это, и про Луну тоже, можно было бы списать на игры праздного ума, если бы время от времени в прессу не вбрасывались очередные «разоблачения». Вот и снова совсем недавно американец Патрик Мюррей опубликовал видеозапись интервью знаменитого режиссёра Стэнли Кубрика 15‑летней давности, в котором он признался, что высадка на Луну Нила Армстронга и Эдвина Олдрина – фальшивка, а все кадры были сняты им в киностудии.
Почему так долго таили от нас материал столь разоблачительной силы? Мюррей утверждает, что он подписал договор на 80 страницах, согласно которому мог рассказать о своём разговоре с Кубриком только через 15 лет поле смерти режиссёра.
На видеозаписи, как сейчас принято говорить, «человек, похожий на Кубрика», сообщает: «Я совершил огромное мошенничество в отношении американской общественности. С участием правительства Соединённых Штатов и НАСА. Высадка на Луну была подделана, все высадки были фальшивыми, и я был человеком, который это снял».
В лучших традициях теории заговора, в 1971 году Стэнли Кубрик, якобы опасаясь за свою жизнь, покинул США и поселился в Великобритании. Он скончался в 1999 году в поместье под Харпенденом от сердечного приступа. Разумеется, конспирологи сразу же предположили, что Кубрик был устранён американскими спецслужбами
_________________________________________________________
Спасите наши души
ЧЕЛОВЕКу о человеке
Если верить Данте Алигьери, над входом в Ад начертано: Lasciate ogni speranza, voi ch’entrate – «Оставьте всякую надежду, вы, входящие сюда». Если бы руководство НИИ общей реаниматологии имени Неговского задумало украсить его вход каким-то афоризмом, то более всех подошёл бы девиз «Обретите надежду все, кто её потерял». Здесь владеют «особо секретной» информацией, которая, казалось бы, может быть подвластна лишь небесным силам: почему люди умирают, какие сигнальные системы предупреждают их о смертельной опасности? как их вовремя «услышать»? что на самом деле происходит после смерти и можно ли отсрочить её? Наш обозреватель Наталия ЛЕСКОВА беседует с директором Института, членом-корреспондентом РАН Виктором МОРОЗОМ. Кстати, он считает главного теоретика «жизни после смерти» Рэймонда Моуди великим мистификатором, потому что со смертью дела обстоят гораздо интереснее и сложнее.
– Основатель вашего Института и родоначальник всей мировой реаниматологии академик Владимир Неговский доказал, что в центре проблемы оживления – мозг и состояние центральной нервной системы, а не работа сердца и лёгких, как считают многие. Но в каком состоянии мозга оживление теряет смысл? Какие здесь критерии?
– В практику реаниматологии сегодня введено обязательное присутствие невропатолога, изучающего микросимптоматику мозга. Даже если работает сердце, а мозг необратимо повреждён, смысла в оживлении нет. Конечно, можно вернуть в мир живых практически любого пациента, ведь возможности реаниматологии сегодня очень велики. Но это уже будет не полноценный человек, а полуживотное-получеловек Между тем ещё античные врачи говорили об этом: мы «можем лечить и не должны убивать, но не должны приносить в мир мёртвую душу». Верно сказано, и надо помнить об этом. Кстати, реаниматология – термин, предложенный академиком Неговским в 1961 году, – означает вовсе не «восстановление движения», как принято считать. Ведь «анима» на латыни – дух, душа, жизненное начало – вот что главное. В то же время элементарные терапевтические процедуры, помогающие дыханию и кровообращению, должны поддерживаться вплоть до биологической смерти. Даже у безнадёжных пациентов должна оставаться надежда на исцеление. В нашей профессии нельзя быть самонадеянным и считать, что нам точно известно, будет пациент жить или нет. В мире 15 миллионов пациентов – и столько же историй болезней. Каждый человек уникален, поэтому точно знать, как поведёт себя тот или иной организм в ходе болезни, врач не может. Бывает, пациент с хорошим прогнозом ночью умирает, а бывает, критический больной, казалось бы, без шансов на выживание пришёл в себя и просит борща.
– В вашем Институте немало уникальных разработок…
– Да, и одна из них – уже применяющийся в больницах метод низкоэнергетичных лазерных технологий для жизнеобеспечения при массивной кровопотере. Широко используются наши методы экстракорпоральной детоксикации при септическом шоке, острой печёночной и почечной недостаточности. Обосновано применение метода экстракорпорального очищения крови на этапе подготовки к трансплантации печени. Мы умеем увеличить производительность сердца при операциях с искусственным кровообращением, снизить кровопотери. Одно из важнейших достижений Института – разработка метода дефибрилляции электрическим импульсом биполярной формы (импульс Гурвича), который сегодня признан в мире наиболее эффективным и безопасным. Наша гордость – атомный силовой микроскоп, в который можно разглядеть изменения мембраны эритроцитов с точностью до нанометров. Благодаря этому сегодня мы знаем, что происходит на клеточном уровне при тех или иных заболеваниях, кровопотерях, отравлении химическими веществами. Нормальная клетка выглядит совсем не так, как повреждённая, на поверхности которой появляются тёмные «рытвины», «колдобины» и «язвы». Причём при различных воздействиях повреждённая клетка выглядит по-разному. Сегодня у нас есть чёткая картина закономерностей в изменении жизнедеятельности клетки при тех или иных заболеваниях, в том числе алкоголизме и наркомании. Когда я показываю своим студентам, как под атомным силовым микроскопом выглядит клетка наркомана, они испытывают потрясение и, надеюсь, отказываются от мысли употреблять эту гадость.
_________________________________________________________
Поднявшие меч
Образы Священного писания
Вера БЕГИЧЕВА
Что известно о двоих распятых с Иисусом Христом на Голгофе, о тех, кого судьба (или Божье Промышление) свела со Спасителем в последние часы Его земной жизни, в страшный миг Его ухода? Почему Церковь помнит их имена, какой след они оставили в Священной истории? Почему с самых первых черновых редакций евангельских глав «Мастера и Маргариты» они присутствуют в булгаковском романе и почти 12 лет Мастер работает над литературным воплощением их образов, изучая первоисточники и труды историков Церкви, выверяя и уточняя мельчайшие подробности и детали?
Ревнители
«С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его», – свидетельствует евангелист (Мк 15: 27; ср. Мф 27: 38; Мк 23: 33; Ин 19: 18). Апокрифическое Евангелие от Никодима называет их имена: «И распяли также двух разбойников по сторонам Его: Дисмаса по правую и Гестаса по левую». Так и у Булгакова: Иешуа Га-Ноцри распят на среднем, «первом столбе», «Дисмас на втором столбе» справа от него, а Гестас, соответственно, – на третьем, слева.
За какой «разбой» были приговорены к распятию Дисмас и Гестас?
Разбойничество было достаточно распространённым видом преступлений в древней Иудее (Суд 9: 25; 11: 3). В условиях, когда города и селения находились друг от друга на значительном расстоянии, разделённые обширными пустынными, безлюдными пространствами, непригодными для проживания, неизбежно возникали условия, при которых разбойники грабили путников, торговые и паломнические караваны. Население и власти веками вели с ними беспощадную борьбу.
По иудейским законам, если разбойник в ходе своих разбойных действий совершал убийство, то он подлежал смертной казни через усекновение мечом (Сангедрин 9.1; ср. Исх 21: 12, 16; Втор 24: 7). Здесь действовал принцип талиона – возмездия, соразмерного преступлению: «Око за око, зуб за зуб» (Лев 24: 20).
Римская казнь через распятие со времён Ирода Великого применялась в Иудее к мятежникам и бунтовщикам. Именно такое значение – мятежник, бунтовщик, – по свидетельству евангелиста Луки, вкладывал в слово «разбойник» начальник римского гарнизона Иерусалима Клавдий Лисий, допрашивая апостола Павла: «Не ты ли тот Египтянин, который перед сими днями произвел возмущение и вывел в пустыню четыре тысячи человек разбойников?» (Деян 21: 38). Поэтому в булгаковском романе прокуратор Пилат говорит: «Разбойники Дисмас и Гестас, убившие со своими присными четырёх (римских) солдат… вздумавшие подбивать народ на бунт против кесаря, взяты с боем римской властью», и на досках, прибитых к навершию их крестов, написано: «Разбойник и мятежник».
_________________________________________________________
Шацкие звоны
Людмила ЛАВРОВА
В каждом российском крае есть свои заветные, дорогие для его жителей уголки – среди них храмы и монастыри; овеянные древними преданиями рощи, холмы, урочища; или свидетели недавнего драматического прошлого – мемориалы Великой Отечественной… Народная память удивительно конкретна – она связана с определёнными географическими объектами, «точками на карте». К сожалению, очень часто эти «живые», дышащие верой и историей места, мало известны за пределами своего края. «Нужно проездиться по России», – этот завет Гоголя очень своевременно звучит сегодня. Возрождая на страницах журнала рубрику «Святыни нашей Родины», мы надеемся, что она поможет нашим читателям открыть для себя немало «незнаменитых» культурных сокровищ, которыми богата Россия.
С колокольни Троицкого храма хорошо виден весь Шацк – разномастные домики, сады, огороды, городской парк со старыми разросшимися тополями, дымящиеся лёгкой пылью дороги, центральная торговая площадь… В ранний час городок тих и пустынен… Только к храму с разных сторон тянутся люди. Пора звонить к утрене. Руки пономаря, Татьяны Ивановны Ураевой, привычно ложатся на верёвочную тягу, привязанную к языку большого колокола.
Сначала c небольшим перерывом два удара – и чистый торжественный звон плывёт над окрестностями до полного затухания звука, а с третьего начинается мерная россыпь звонов, призывающих прихожан в храм. Это благовест. Он «не только оповещает о времени начала службы, но и подготавливает христиан к ней… Он, собственно, уже есть Богослужение…» – писал в Толковом Типиконе замечательный русский православный богослов Михаил Николаевич Скабалланович.
Интервал между ударами пономарь выбирает такой, чтобы он соответствовал голосу колокола, иначе звон может получиться заунывный (если удары слишком редки) или тревожный (в случае очень частых ударов). Сейчас колокол звучит светло и спокойно. И город вдыхает звук Благой вести вместе с гомоном птиц в садах и утренней свежестью… А день обещает быть жарким…
После службы беседуем с Татьяной Ивановной. Она задумчива, основательна, рассказывает степенно, тихим голосом:
«Крестили меня в детстве… Сама я здешняя, замуж вышла в Мордовии, но там редко в церковь ходила, хотя детей своих окрестила. А когда в Шацк вернулась, начала часто ходить и помогала, чем могу, храму: полы мыла, к Пасхе, Троице убирала, иногда акафисты читала. Троицкий храм, вернее то, что от него осталось, долгие годы занимал инкубатор, и почти ничего не напоминало, что когда-то это была церковь, внутри размещалось разное оборудование, а когда инкубатор убрали, в 90‑е годы, – стало видно, как всё захламлено… В алтарной части обнаружился целый склад каких-то железок, ящиков. Словом, разруха, запустение… Даже представить было невозможно, как всё это отчистить, отмыть… Да и само здание церкви, колокольню предстояло восстанавливать…».
_________________________________________________________