Май 2016
Сим победиши
Валерий ЛОБАЧЁВ
Известен сталинский тост «за русский народ», в котором с неожиданной откровенностью сказано: на начальном этапе войны народ мог бы и отказать в доверии правительству, но этого не сделал. (Сталин, кстати сказать, отнюдь не по рассказам старших знал о Первой мировой войне и смене правлений в 1917 году).
Есть в этом тосте и ярко просвечивающий пропагандистский, политический подтекст: прав оказался народ, что продолжал верить партии и правительству – с ними выиграл войну, «сим победиши»…
Психотроника, или Новые угрозы старых технологий
Эдуард ГЕВОРКЯН
Наверное, нет человека, который не слышал бы о психотронике! Время от времени пресса и телевидение пугают народ секретными разработками, позволяющими манипулировать сознанием как отдельных граждан, так и населением целой страны, а то и всей планеты.
Что характерно – когда речь заходит о психотронике, чаще всего «эксперты» сваливают в одну кучу разные приёмы и инструменты психологической войны. Это может показаться методологически неправильным, но ведь по сути такой подход справедлив: по большому счёту нас должен беспокоить сам факт возможности вмешательства в наше сознание, а не терминологические нюансы. И тем не менее стоит посмотреть, что конкретно скрывается за терминами, поскольку, как говаривали древние латиняне, praemonitus praemunitus: предупреждён – значит вооружён. Воспоследуем их совету.
Прекрасные традиции российского мусульманства
У нас в гостях член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России, Председатель Духовного управления мусульман Российской Федерации, Председатель Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль ГАЙНУТДИН. С ним беседует главный редактор «Науки и религии» Ольга БРУШЛИНСКАЯ.
Воссиявшие на Святой горе
Преподобный Силуан Афонский и его ученик архимандрит Софроний стали яркими представителями русской культуры на Афоне. Именно соединение её богатого разнообразия, оригинальности, духовной наполненности с традицией, хранимой на Святой горе Афон, породило оригинальное истолкование христианства, которое, подобно огранённому драгоценному камню, заиграло новыми красками. Об этих выдающихся русских афонитах рассказывает Ксения ЕРМИШИНА, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Дома Русского Зарубежья.
Восемь строгих правил, или Как возникло женское буддийское монашество
Дмитрий ЖУКОВ
Принято считать, что индийское общество периода становления буддизма было сугубо патриархальным и положение женщины в нём было зависимым. В «Законах Ману», самом авторитетном сборнике правил поведения, записано: «День и ночь женщины должны находиться в зависимости от своих мужчин, ибо, [будучи] приверженными к мирским утехам, они должны быть удерживаемы в их желаниях. Отец охраняет [её] в детстве, муж охраняет в молодости, сыновья охраняют в старости; женщина никогда не пригодна для самостоятельности» (IX, 2–3).То есть уделом женщины считалось исполнение обязанностей супруги и матери. Воплощением лучших качеств индийской женщины считаются Сита, самоотверженно разделившая со своим мужем Рамой изгнание, беды и испытания судьбы, и Савитри, которая, подобно греческой Альцесте, отправилась следом за своим мужем Сатьяваном, когда его забрал бог смерти Яма. Преданность этой достойной женщины так поразила бога, что он вернул ей мужа…