Сентябрь 2015
Апокалипсис №…
Эдуард Геворкян
В последние десятилетия смысл понятия «апокалипсис» (греч. откровение, раскрытие) значительно расширяется. До этого оно лишь означало название последней книги Нового Завета – Откровения Иоанна Богослова. Сегодня в массовом сознании благодаря книгам, фильмам это слово стало синонимом глобальной катастрофы. И это можно понять: новозаветное откровение (Апокалипсис) рисует устрашающие картины Конца света, а современные «пророки» (в отличие от евангельских и того же Нострадамуса) пытаются подвести под свои пугающие откровения научную конкретику. Более того, на наших глазах подобные специалисты в эсхатологии (учение о Конце света) всё чаще сращивают свои прогнозы с конспирологией (теория заговора). К чему ведёт такой симбиоз?
Хиросима. Непоправимость
Лев Аннинский
Чем дальше в историческое прошлое отодвигается трагедия, тем больнее, нестерпимее, невыносимее любое прикосновение к этой теме. Оперативно-стратегические резоны незыблемы в выкладках семидесятилетней давности, но всё отчётливее и страшнее ощущение, что атомной бомбёжкой японских городов не просто одна воюющая сторона проучила другую, а всё человечество поставило своему бытию неизгладимую смертельную мету.
Поле действия мощных энергий
Размышления религиоведа
Сергей АНТОНЕНКО
Обсуждение вопроса о роли религии в современном обществе, начатое в июньском номере нашего журнала беседой Алексея Малашенко и Марка Смирнова, было продолжено в августовском выпуске «НиР» статьёй Александра Ткаченко. И если в первой публикации отчётливо ощущается холодноватый, секулярно-рационалистический дух, то у автора материала-отклика порой проскальзывают пылкие интонации классического клерикализма. В этой ситуации проще всего, не вникая особо в предмет дискуссии, сказать, что истина лежит где-то посредине… Однако мы считаем более продуктивным иной подход: воспринимать высказанное авторами не как ответы, из которых можно попытаться извлечь «среднее арифметическое», а как повод для соразмышления, сотворчества, а возможно – и полемики в той сфере, где нет и не может быть окончательных ответов и готовых рецептов. И тогда можно испытывать благодарность и к тем, с кем твои позиции совершенно не совпадают.
ПОДВИЖНИКИ
Космическое мышление зародилось в России
Умерла Людмила Васильевна Шапошникова (1926–2015), главным делом её жизни был Международный центр Рерихов, который она создала и которым много лет руководила.
Более 20 лет назад она возглавила неподъёмное, казалось бы, дело: не имея ни копейки за душой, организовала первый в России общественный музей и Международный центр Рерихов – научную и просветительскую организацию, деятельность которой заслуживает специального исследования. А ещё она возглавила Фонд имени Е. И. Рерих, который помогал одарённым детям. Всё это она делала уже далеко не в юном возрасте и зачастую вопреки довольно жестоким обстоятельствам: серьёзным проблемам со здоровьем, противостоянию крупных государственных чиновников и целых организаций, не говоря уже об отдельных личностях.
В свои почти 90 Людмила Васильевна продолжала заниматься научной работой, писала книги, преподавала, считая главной своей жизненной задачей просвещение, а национальной идеей предлагала сделать культуру, без которой, по её твёрдому убеждению, человечество существовать не сможет.
В последние годы она не давала интервью. Считала это пустой тратой драгоценного времени, которого, она чувствовала, остаётся всё меньше. Мне пришлось просить её о беседе три года. Но она всё время отвечала, что обо всём уже много раз сказано и написано. Во время нашей последней встречи весной 2015 года она вдруг сказала: «Вы хотели со мной побеседовать? Так давайте, только быстро». Мы проговорили больше четырёх часов. Это последнее интервью с Людмилой Васильевной – уникальный исторический документ, полный глубоких, мудрых, непреходящих истин.
ИСЧЕЗАЮЩЕЕ НАСЛЕДИЕ
Былое великолепие Яропольца
Ещё не так давно – два-три десятилетия назад – в обществе немало внимания уделялось сохранению отечественных памятников истории, искусства, природы. Тема эта была одной из главных в прессе, на радио и телевидении, ей посвящались научные семинары и конференции. На глазах оживали знаменитые усадьбы, восстанавливались заповедные зоны, архитектурные комплексы. Казалось, наше культурное достояние находится под надёжной защитой государственных структур и всего общества, ведь только постоянная забота и внимание может сберечь для будущих поколений культурное наследие Отечества. Однако в последнее время – и это явно ощущается – заботы эти отодвинулись на задний план. И повсюду в стране продолжают гибнуть бесценные свидетели прошлого – уникальные храмы, здания, усадьбы, урочища, порой целые культурно-исторические ландшафты. И это мало кого беспокоит. Нередко даже те, кто живёт рядом с этим исчезающим наследием, спрашивают: «А зачем такое старьё?» Эти люди не знают своей истории и смысла исторической памяти, не понимают нравственной цены этих сокровищ былого. Не понимают, видимо, и многие из тех, кто по долгу службы обязан заботиться о культурном достоянии прошлого. Надеемся, что наша новая рубрика, которую мы так и назвали – «Исчезающее наследие», будет способствовать исправлению ситуации. Постараемся объяснять – зачем надо хранить свидетельства нашей великой многовековой культуры и истории, почему состояние этих памятников красноречиво говорит о духовно-нравственной атмосфере общества. Ведёт рубрику Алексей ГРИЦ – историк архитектуры, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания Министерства культуры РФ.
КУЛЬТ И КУЛЬТУРА
Остров сокровищ
Марианна МАРГОВСКАЯ
Всё быстрее наш авиалайнер приближается к манящей синеве Эгейского моря и, откуда ни возьмись, под колёсами вырастает аэропорт – в свои солнечные объятия нас принимает крупнейший город Крита, его сердце и столица – Ираклион.
Как и мифический Геракл, в честь которого он назван, этот древний город пережил на своём веку немало испытаний. Будучи во времена античности крупнейшим торговым центром и главным портом острова, в более поздние периоды он не раз оказывался в центре военных действий. В IX веке Ираклион был захвачен арабами-сарацинами и надолго потерял своё историческое имя. Завоеватели переименовали его в Хандакас – «крепостной ров» (позже его, как и весь остров Крит, стали звать Кандией). Не раз местные жители предпринимали попытки освободиться от вражеского ига, но сарацины отступили лишь спустя четыре столетия – городом овладели венецианцы.