Ноябрь 2016

28 Окт 2016

«Праведник милует души скотов своих»

Сергей АНТОНЕНКО

Синай или Ханаан? Природа и Откровение Для христиан, иудеев, мусульман осевым сюжетом мировой истории является диалог Бога и человека, сотворённого по образу и подобию Божьему. Конечно, это не беспроблемный «обмен мнениями» в современном толерантном стиле, а напряжённое, исполненное драматизма действо, разворачивающееся по принципу «вызов – ответ – новый вызов»: «Бездна взывает к бездне» (у Псалмопевца сказано точнее: «Бездна бездну призывает» – Пс 41: 8). С авраамической, библейской точки зрения из всей твари – то есть из всего сотворённого – именно человек является субъектом вселенского диалога, собеседником Всевышнего и ответчиком перед ним за всё выведенное из небытия к бытию. Природа же не имеет своей субъектности, она бессловесна – именно «бессловесными» именуются в Писании различные животные. Тем, они, собственно, и отличаются от человека, наделённого логосом, что по‑гречески, вспомним, означает не только «слово», но и «разум»…


Вослед Богородице

Беседовал Сергей АНТОНЕНКО

Мир православного паломничества – удивительная вселенная, в которой словно маяки, духовные ориентиры для странников‑пешеходцев, теплятся лампады всемирных святынь: Иерусалим, Вифлеем, гора Фавор, Синайская гора, Святая гора Афон… А ещё – италийский Бар‑град, малороссийский Киев, обители Северной Фиваиды и многие другие благодатные места, соединённые невидимыми нитями молитвенных путешествий. Посещение каждого из этих мест имело свои особенности – в Святую землю, например, стремились попасть на Пасху, чтобы пройти вместе со Христом путь от Гефсимании до Воскресения; на Афон приходили трудники, многие из которых хранили надежду остаться иноками в уделе Богородицы. Паломничество, или, как его ещё называли, поклонничество, можно смело назвать фактором становления восточнохристианской цивилизации, одним из оснований её единства. К сожалению, эта богатейшая традиция на многие десятилетия оказалась в нашей стране «под спудом». Сегодня она возрождается, но культурные пласты, связанные с паломничеством, всё ещё не вскрыты, не введены вновь в орбиту духовной жизни общества. Один из тех, кто открывает эти «залежи благодати» – как он сам называет их, – Виктор КОМИССАРОВ, основатель и директор единственного в мире Музея путешествий и паломничества по святым местам. Все предметы в этом собрании приобретены, добыты, приняты в дар самим Виктором Ивановичем. Будучи театральным режиссёром по образованию, добившись успеха в кино‑ документалистике, 25 лет назад он полностью посвятил себя изучению темы паломничества. Мы познакомились с замечательным энтузиастом в его музее в 2008 году. Экспозиция тогда размещалась в подклети Крутицкого патриаршего подворья, под сводами, которые, возможно, являются древнейшими в Москве. Виктор Иванович всегда сам проводил экскурсии, которые превращались в увлекательное путешествие: ведь его концепция – это «живой музей», где экспонаты можно подробно рассмотреть, прикоснуться к ним и даже вдохнуть аромат масла, освящённого на Афоне почти два века назад!.. Музей был открыт на Крутицах в 2002 году, в 2012‑м перебрался на улицу Забелина, в помещение Императорского Православного Палестинского Общества. Но вот уже несколько месяцев уникальное собрание ищет новое пристанище. Люди, интересующиеся духовной историей Отечества, лишены возможности ознакомиться с интереснейшими историческими предметами, книгами, реликвиями. Но Виктор Комиссаров не унывает – он продолжает исследовать и развивать российское паломничество, видит в нём не только молитвенный подвиг, но и фактор геополитики и даже стимул возрождения экономики страны! Особое внимание в нынешнем юбилейном году уделяется В. И. Комиссаровым теме русского Афона. Наша новая беседа состоялась в редакции «Науки и религии»

.

Наследник Гиппократа

Вера БЕГИЧЕВА

Четыре канонических Евангелия – главный источник сведений о личности и проповеди Иисуса Христа, и поэтому на протяжении столетий в центре споров об основе основ христианского вероучения – о том, приходил ли в мир Спаситель, – неизбежно вновь и вновь вставал вопрос о достоверности евангельских повествований, и об историчности свидетельств церковной традиции о личностях их создателей – Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Исследования последних десятилетий позволяют сделать вывод: евангелисты – не вымышленные, а вполне реальные деятели эпохи раннего христианства, и новозаветные тексты, носящие их имена, – не позднейшие недостоверные компиляции, а подлинные свидетельства очевидцев, сохранившие живое дыхание эпохи и отпечаток личности своих создателей.

В цикле очерков, первый из которых мы представляем вниманию читателей, речь пойдёт о страницах биографии одного из этих четырёх – как о неведомых прежде, так и о ранее известных, но получивших в последние десятилетия новую интерпретацию, дополненных новыми, ранее неизвестными фактами. И о том, как эти открытия современных учёных были предчувствованы, предугаданы Михаилом Булгаковым в его удивительном романе «Мастер и Маргарита».

Евангелист Лука, секретарь и врач апостола Павла, его биограф и верный спутник в миссионерских странствиях, единственный грек среди авторов Священных книг Ветхого и Нового Завета – одна из самых сложных, «непрочитанных» и дискуссионных фигур в истории раннего христианства. Именно он, судя по всему, послужил прообразом секретаря и врача прокуратора Иудеи Понтия Пилата в ершалаимских главах булгаковского романа. Чем привлекла внимание писателя эта историческая личность? Почему, по его догадке, до своего обращения будущий евангелист состоял при прокураторе Иудеи в качестве его врача и секретаря? Какой свет проливает эта догадка Мастера на спорные, дискуссионные страницы биографии евангелиста?


О чём рассказывает еда

Лидия СИДЕЛЁВА

Еда – самая первая и самая сильная привязанность в жизни человека. Уже через 20–30 минут после родов здоровый малыш готов приступить к первой трапезе в новом мире. Но не только питательные вещества, получаемые с едой, влияют на рост и развитие ребёнка. Не менее важно для новорождённого ощущение тепла материнской кожи, успокаивающее сердцебиение, принятие матерью, убаюкивание. Для маленького человечка все эти факторы сплетаются воедино, и они неотделимы от процесса потребления пищи. Не удивительно поэтому, что питание становится одним из самых ранних и мощных психологических символов. Еда – это некий проводник в потерянный рай детства, где не было никаких трудов и печалей, а только тепло, нега, сон и… вкусное мамино молоко.


Поговорим по душам?

Эдуард ГЕВОРКЯН

Как часто мы жалеем, что наши домашние питомцы, друзья‑животные, птицы, казалось бы, всё понимающие, не могут поделиться с нами своими мыслями… А как хотелось бы поговорить с ними по душам! Нет, конечно, существует «язык животных», с помощью которого они могут и между собой общаться, и нам что‑то поведать. Но на каком уровне? А может быть, недалеко то время, когда мы сможем полноценно считывать их эмоции и мысли, если, разумеется, животные способны мыслить – ведь и на этот счёт учёные не пришли к полному согласию. А может быть, и не следует нам досконально знать, что они там думают, – вдруг это нарушит гармонию между их миром и нашим, к которой нас призывают? Много интересных вопросов рождает тема общения человека и животных… Не одно десятилетие учёные‑этологи ищут на них ответы…