Май 2017

28 Апр 2017

ЧИТАЙТЕ В МАЙСКОМ НОМЕРЕ:


«Соло Моно»

Фрагмент романа

Александр ПОТЁМКИН

В издательстве «ПоРог» выходит в свет новый роман Александра Потёмкина «Соло Моно. Путешествие сознания пораженца». Накануне публикации текст романа был представлен узкому кругу литературных критиков, философов, культурологов, публицистов, религиоведов и стал настоящей сенсаций. Появление «Соло Моно», весьма вероятно, будет главным событием интеллектуального книжного рынка России в 2017 году. Роман способен вызвать интерес у вдумчивого читателя по нескольким причинам, среди них – сочетание необычной, экспериментальной формы («поток сознания», «путешествие сознания») с глубокими, прорывными научными идеями; соединение традиционной для русской литературы исповедальной философичности со здравым, чётким практическим смыслом; актуальность и вместе с тем парадоксальность предлагаемых сценариев решения глобальных проблем… Читателей же «Науки и религии» текст Александра Потёмкина может привлечь предельно острой постановкой и смелой разработкой темы, к которой уже не раз обращались авторы журнала (Владимир Пряхин, Эдуард Геворкян). Речь идёт о проблеме трансгуманизма. Есть ли перспективы у Homo sapiens как биологического вида и духовно-космического явления? Должен ли быть «преодолён», «отменён» или радикально усовершенствован человек? Возможно ли «перепрыгнуть» через целый ряд этапов эволюции, получив уже не сверхчеловека, но абсолютно новое, трансгалактическое существо? На эти – и многие другие – вопросы даются ответы в романе. Правда, оговоримся, что продуцирующий их герой сам себя определяет как параноидального мыслителя… В № 5, 2017 «Науки и религии» предлагаем вниманию читателей отрывок из «Соло Моно» («завязку его интеллектуального сюжета), подборку мнений первых рецензентов произведения, а также критический очерк нашего обозревателя Валентина Никитина об идейно-философской проблематике романа.


Глазами фронтового художника

Беседовал Сергей АНТОНЕНКО

На вопросы «НиР» отвечает народный художник РСФСР, лауреат Сталинской премии и Государственной премии РФ, академик РАХ и АПН СССР (ныне – РАО) Борис НЕМЕНСКИЙ. В годы войны Борис Михайлович служил в Студии военных художников имени М. Б. Грекова, прошёл фронтовыми дорогами от Великих Лук до Берлина. В послевоенные десятилетия реализовал свой талант как мастера-живописца и педагога, создав оригинальную систему эстетического воспитания подростков.


Спасёныши войны

Беседовал Сергей АНТОНЕНКО

Об исторической судьбе своего поколения размышляет литературный критик и публицист Лев АННИНСКИЙ


Экология здравого смысла

Марина ВИНОГРАДОВА

Охрана окружающей среды требует глубокого понимания процессов, идущих практически на всех уровнях биоценоза – от самых мельчайших, на атомарном уровне, до планетарных масштабов. Взаимосвязь всего, что есть на нашей планете, мира живого и неживого, – факт непреложный. Вполне объяснима озабоченность экологическими проблемами, порой доходящая до паники у некоторых представителей природоохранных структур. Многие из них честно отдают время и силы «борьбе за лучший мир», но некоторые, увы, – возможно, неосознанно – принимают участие в так называемом экологическом шантаже. Здравый смысл всё же заставляет порой задаваться вопросом – а все ли известные и многократно тиражируемые экологические угрозы человечеству имеют место в реальности? И только ли человек и его деятельность создаёт эти угрозы? Попробуем разобраться.


«Порфира — лучший саван!»

Марианна МАРГОВСКАЯ

Уличная циркачка без роду и племени, она покорила вершину земной власти, став могущественной императрицей Византии. Великая грешница, она заставила церковных иерархов склонить перед ней головы, и даже после смерти слава её не поблекла, но, напротив, ещё более возросла, обретя неземное сияние святости… Вот уже много веков не утихают споры о том, кем была Феодора: Божьим даром, в соответствии со значением её имени, или же – бичом Божьим.


Загадочная картина Леонардо

Андрей КОСОВ

Чем бы ни занимался великий Леонардо да Винчи – скульптурой, живописью, техническими изобретениями, изучением человеческой анатомии, во всех сферах его деятельности отчётливо прослеживается важная особенность характера – творческая искренность и честность перед самим собой. Он всегда говорил себе «стоп», когда не видел в работе, над которой трудился, дальнейшей эволюции мысли. Но к некоторым произведениям он возвращался позже, завершая работу над ними, что-то изменяя и дополняя…