Октябрь 2016
Посланник Индии Духа
Гуру Шри Пракаш Джи – Л. Лаврова
Об этой земле в России грезили давно… Наверное, со времён «Хождения за три моря» Афанасия Никитина… Её таинственный облик искрой обжёг в знаменитых строках Николая Гумилёва:
«…Где я? Так томно и так тревожно
Сердце моё стучит в ответ:
Видишь вокзал, на котором можно
В Индию Духа купить билет?»
В «Индию Духа» устремлялся русский читатель, углубляясь в подробности биографии и учения Махатмы Ганди, в творчество Николая Рериха, в произ- ведения Рабиндраната Тагора.Традиция взаимоузнавания и любви не пресеклась и поныне. Это мгновенно понимаешь, едва начав беседу с Гуру Шри Пракаш Джи в ашраме под Москвой. Какая звезда привела его на наши просторы, в наши снега? Его, родившегося в знойной Патне – древней Паталипутре, столице нескольких индийских империй?.. С этого вопроса и начинается наш разговор.
Афон и Русский Север: связь, испытанная тысячелетием
Александр КАМКИН,
доктор исторических наук, профессор
Русскому писателю Ивану Сергеевичу Шмелёву принадлежит замечательная мысль о том, что в сложные времена, когда наступает «ночь мира», человечеству нужны маяки: «Афон – на Юге, Валаам – на Севере».
Примерно об этом же неоднократно размышляли и другие русские писатели и философы. Задолго до И.С. Шмелёва, в 1847 году, вологодско-белозерские земли посетил известный литератор, профессор Московского университета Степан Петрович Шевырёв. Потрясённый обилием монастырей и храмов, он назвал эти земли «Северной Фиваидой», связав воедино древнейшие монастыри в египетских песках с суровыми обителями заснеженного Севера…
Пламенные эволюционеры
Эдуард ГЕВОРКЯН
В современных дискуссиях о перспективах биологической сущности человека можно выделить два полюса, к которым тяготеют рассуждения оппонентов. При ближайшем рассмотрении оказывается, что «полюс» на самом деле один. Судите сами: трансгуманисты полагают, что в будущем человечество сольётся в единый компьютерный интеллект, а космисты уверены, что телепатия и прочие сверхчувственные свойства, которыми овладеют люди, позволят человечеству в будущем слиться в единое существо. Смысл этих дискуссий сводится к тому, что якобы исчерпан эволюционный потенциал homo sapiens и пора озаботиться формированием homo novus, а в случае успеха – и homo super.
Между тем проблемы эволюции человека в эпоху генной инженерии становятся настолько злободневными, что переходят из сферы философских концепций в практику конкретных экспериментов.
Страна откровений
Русская писательница-теософ Е. П. Блаватская оставила в книге «Из пещер и дебрей Индостана» примечательное свидетельство: «Старый махант (настоятель) некоего древнего храма-монастыря раз заметил англичанину Тоду: «Не теряй времени, сааб, в напрасных розысках: Индия беллати (Индия иностранцев, англичан) – пред тобою, гупта Индию (то есть тайную) ты никогда не увидишь; мы, хранители её тайн, скорее отрежем язык друг у друга»». Как и любая древняя, иерархичная цивилизация, Индия не сразу делится с туристом эзотерическими аспектами своего бытия. Однако опыт самой Елены Блаватской говорит о том, что перед искренним, немеркантильным, готовым к восприятию иного странником порой открывается очень и очень многое. Наши соотечественники Сергей и Лидия СЕМЕНЕЦ именно так стараются подходить к общению с удивительной страной Южной Азии. Своими впечатлениями они делятся с читателями «НиР». Их фотографии, иллюстрирующие некоторые стороны духовной жизни Индии, приведены на четвёртой странице обложки номера.
«Еда – лишь лекарство для тела»
Дмитрий Оберон
Бхиккху (монах – последователь тхеравады, южного направления буддизма) может принимать пищу только до 12 часов дня, и при этом готовить себе самому ему запрещено. Кроме того, ему не разрешается работать за вознаграждение и заниматься земледелием. Ведь все его силы должны быть направлены на самодисциплину, медитацию и познание истины. Однако без пищи, хотя бы и самой малой, вряд ли удастся поддерживать длительную медитацию, не говоря уже о познании истины… Поэтому, ранним утром, после молитвы, босиком, в любую погоду (даже если сверху льёт тропический ливень и ноги скользят по раскисшей земле), закутавшись от шеи до щиколоток в плащ санкати, монах идёт с чашей для пожертвований в ближайший населённый пункт. Называется процесс сбора подаяния пиндабат (так произносят это слово в Таиланде).
Марианна МАРГОВСКАЯ
«Что скажут о моих деяниях?..»
Её звали Хатшепсут, что значит «находящаяся впереди благородных дам». Внучка основателя Нового царства Яхмоса I, дочь фараона Тутмоса I и царицы Яхмос, единокровная сестра и «великая жена царя» Тутмоса II – она должна была раствориться в тени истории, оставив данную богами власть над Египтом в руках мужчин. Но она переиграла судьбу, став первой полновластной женщиной-правителем и оставив по себе память, пережившую тысячелетия.