Ян рождает – Инь взращивает. (Валерия Дараган)
Несколько лет назад огромной популярностью пользовалась книга «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» психолога Джона Грэя. Утверждалось, что книга объясняет все сложности взаимопонимания между представителями разных полов. На деле же никаких супертайн в ней не раскрывается. Содержится набор довольно метких замечаний об особенностях восприятия и поведения мужчин и женщин, однако на четырёхстах страницах рассказывается то, что легко бы уместилось на десяти. Впрочем, доктор Грэй действительно очень старательно (на примере в первую очередь своей жены) пытается объяснить, как женщине следует взаимодействовать со своим мужем, а мужчине – со своей женой. Например, что мужчине периодами необходимо заползать в «пещеру», и не надо пытаться вытащить его оттуда силой, а женщина то поднимается до неимоверных высот вдохновения, жизнелюбия и уверенности в себе, то опускается на самое дно «колодца», к разочарованиям и чувству полного бессилия, и в этот момент ей необходимо оказать поддержку. Совет ценный, как и ещё некоторые рекомендации из этой книги – и бесчисленного количества подобных пособий.
И всё же я убеждена, что понять свою вторую половину не поможет никакая книга. Все ответы – только в сердце. И во взаимном желании понимать друг друга и умении говорить на одном языке. Построение взаимоотношений – в большой степени вопрос принятия. Принятия другого человека с его достоинствами и недостатками, смешными привычками, с его видением мира, которое может совершенно не совпадать с вашим… Говорят, противоположности притягиваются, так что такое несовпадение в высшей степени вероятно. Мне импонирует концепция «инь-ян», суть которой не столько в том, что всё светлое, сильное, чётко очерченное и логическое ассоциируется с мужским началом, а всё тёмное, слабое, аморфное и хаотическое – с женским, сколько в том, что одно без другого существовать не может, мужское и женское дополняют друг друга. «Субстанция ян рождает, а субстанция инь взращивает» – так сказано об этом в медицинском трактате «Ней-цзин» (III век до н. э.).Противоположные, полярные начала как бы делят между собой обязанности в этом мире. Одно – день, другое – ночь, одно – покой, другое – движение… И одно может существовать лишь относительно другого…
На такой взаимосвязи всего и вся основана философия экофеминизма – концепции, существующей, пожалуй, столько же, сколько само человечество, но, к сожалению, вытесненной из области практики в область чистой теории.
Сам же термин и связанное с ним направление мысли оформились куда позднее. Понятие «экофеминизм» ввела в обиход в 1974 году французская феминистка Франсуаза д’Обон, чтобы описать «историческое насилие, совершённое над женщинами и природой в результате главенства мужчин в обществе» – так было написано в эссе Кейтлин и Колина МакГуайр «Концепция экофеминизма», которое мне довелось однажды переводить на русский язык.
У экофеминизма есть сторонники обоего пола, приходящие к нему иной раз через движения в защиту окружающей среды и прав животных, через духовные практики… Теоретическую основу этого направления составляет интерес к допатриархальному периоду человеческой истории, к различным проявлениям духовности, практическую – непримиримая борьба с притеснением любого рода, будь то расизм, классовая ненависть, дискриминация по половому признаку, возрасту, физическим возможностям. Борются экофеминисты и с антропоцентризмом (то есть признанием главенства человеческого вида над другими). По мнению авторов «Концепции», жестокость по отношению к Матери Земле и любые формы угнетения женщин – явления тесно взаимосвязанные и бережно охраняемые идеологией патриархата: «Западное патриархальное мышление основано на дуализме – картине мира, в которой разум отделён от тела, дух от материи, мужчина от женщины, люди от природы. Таким образом, дуализм формирует дисбаланс сил, искусственным образом разделяя целое, присваивая одной его части большее значение, чем другой». Патриархальный мир строго иерархичен, цепочка по нисходящей выстраивается следующая: Бог – Мужчина – Женщина – Дети – Животные – Природа. (В современном мире эта схема выглядит несколько сложнее, включая в себя другие критерии разделения, противопоставления людей друг другу.)
В мире, построенном по этой схеме, превыше всего ценятся «механические» качества – склонность к аналитике, рационализм, в то время как всё, что связано с интуицией, эмоциональностью и близостью к земле, к природе, воспринимается отрицательно. Природа же представляется как инертная масса – и одновременно как дикая, неуправляемая сила, которая должна быть в подчинении у человека для реализации его задач. Экофеминисты таким образом заключают, что «мужская» модель общества приводит к тотальному обесцениванию всего «женского», а также и связанного с ним «природного».
Набор маскулинных ценностей принимается нами естественно, поскольку мы рождаемся, живём и умираем в обществе, которое давным-давно построено именно так: иерархичность заложена в самой его основе. Современный экофеминизм не предполагает разрушить этот мир до основания и выстроить заново – как вы уже понимаете, это вообще несвойственно женскому взгляду на вещи. Предлагается лишь создать сбалансированный синтез женских ценностей, таких, как взаимопомощь, поддержка, ненасилие – с некоторыми из тех, которые принято считать мужскими, – дух здорового соперничества, ценность личности, уверенность в себе, интеллектуальность.
Есть мнение, что патриархальная структура господствует в мире всего каких-то 5000 лет и за это время практически привела человечество на грань вымирания. Экофеминистская концепция предполагает избавление от таких «пережитков» патриархата, как «игры в бога», «торговля смертью» ради наживы, всё новые и новые критерии отделения одних групп людей от других, а также человека от природы, загрязнение окружающей среды, постоянная установка на завоевание новых территорий.
Сторонники экофеминистского движения считают, что наша планета в данный момент нуждается в большом притоке женской энергии для восстановления утраченного баланса. Делать это можно самыми разными способами. В вышеупомянутом эссе, например, приводились следующие примеры деятельности сторонников экофеминизма: в рамках программы известного эколога Вангари Маатаи «Зелёный пояс» сельские женщины в Кении сажали деревья, чтобы уберечь земли от опустынивания; женщины из Лагеря Мира в Гринхем Коммон (Англия) более десяти лет добивались, чтобы из этой местности были выведены ядерные ракеты; садовод Бернадетт Созарт вместе с единомышленниками превратила ничем не занятые, замусоренные участки земли Гарлема в плодоносящие и цветущие сады…
Короче говоря, экофеминизм предлагает не выяснять отношения и бороться за первенство, а наполнять мир изнутри любовью и красотой, заботиться об окружающем мире, друг о друге… Пока мужчины продолжают строить заводы, зарабатывать деньги и укреплять границы, женщины – в сущности, занимая те же должности, осваивая те же сферы, – должны использовать свою уникальную природную энергию, чтобы понемногу, по крупицам, преобразовывать мир, двигая его по пути добра. Ян рождает, инь оберегает, питает – и взращивает…
«Мы ищем новые постпатриархальные пути бытия, основанные частично на допатриархальных ценностях, которые возродят и вернут нам наше первоначальное полное единение с Природой. Вернув к жизни древние духовные силы женского начала и приведя их в равновесие с мужским началом, мужчины и женщины смогут отринуть дуалистический принцип мышления, «повзрослеть» и жить как духовно развитые, зрелые существа, в гармонии с животными и Природой. Истины дремлют в памяти ваших генов. Проникните в глубь своего сознания. Протяните нить из прошлого в настоящее и из настоящего – в будущее, чтобы накрепко слиться с Матерью Землёй!» – так завершают своё эссе Кейтлин и Колин МакГуайр.
Завершу и я своё эссе, с надеждой на то, что им добавила хотя бы немного в поток женской энергии в мировом пространстве, который, с нашим попечением, не должен иссякнуть.
Copyright © Все права защищены.Дата публикации: