Имиджи. Григорий КВАША. Векторы
ТАЙНОВЕДЕНИЕ
Начало цикла в № 5, 2013
Речь пойдёт о людях, имеющих в своём гороскопе одно из 24 сочетаний: Крыса (Весы, Стрелец), Бык (Водолей, Близнецы), Тигр (Телец, Скорпион), Кот (Козерог, Лев), Дракон (Рыбы, Рак), Змея (Скорпион, Стрелец), Лошадь (Рыбы, Овен), Коза (Близнецы, Дева), Обезьяна (Овен, Дева), Петух (Водолей, Рак), Собака (Козерог, Телец), Кабан (Лев, Весы).
Легко догадаться, что все эти сочетания лишены обыденной симметрии и являются порождением структуры, получившей в нашем гороскопе название Векторное кольцо. Само по себе означенное кольцо – есть отражение хаоса – того же мы можем ждать и от имиджа Вектора. Вектор сплошь парадоксален. Добро и зло сочетаются в нём самым необыкновенным и причудливым образом. В частности, до сих пор чрезвычайно актуальна формула, по которой Векторы «страшные снаружи – добрые внутри»… И, напротив, Векторы внешне привлекательные – чрезвычайно опасны, ибо в их тихом омуте наверняка водятся черти.
Название имиджа
Никакое другое название имиджевого знака не было столь спорным, как Вектор. В самом деле, после вызывающих очевидные ассоциации Короля, Шута, Рыцаря, Аристократа, Профессора воспринимать имя «Вектор» довольно сложно. Чего только не предлагалось: Чёрт, Смутьян, Баламут, Вихрь… Но часть предлагавшихся имён носит отрицательный оттенок, что принципиально недопустимо.
Невнятность и неочевидность названия сразу же сигнализирует, что мы имеем дело с чем-то противоречащим законам, невероятным и из ряда вон выходящим. Таким образом, услышав слово «Вектор», мы должны насторожиться, поднапрячься и приготовиться к разгадыванию загадки.
Он меня пугает
У каждого годового знака (по крайней мере, у мужчин) своя программа, свои идеи. Но форма, в которую облекаются эти идеи, всё же прежде всего диктуется знаком Имиджа. Аристократы норовят всё изложить поэлегантнее, Профессоры – почётче, Рыцари добавляют романтизма, Шуты – сарказма… Ну и так далее. Векторы, как правило, хотят напугать. Дети хаоса, они стремятся усилить хаос, посеять уныние и даже панику. Им же это не страшно, в обстановке паники они как рыба в воде.
Фёдор Достоевский (Змея, Скорпион). Атмосфера страха, гнетущего ужаса и абсолютной безнадёжности бытия охватывает каждого, кто принимается читать его книги.
У другого классика – Николая Некрасова (Змея, Стрелец) – тоже кругом беспросветность, стоны и тоска…
Те времена – а Достоевский с Некрасовым одногодки – вообще были чрезвычайно благоприятны для Векторов. Александр Герцен (Обезьяна, Овен), которого, по известному выражению, «разбудили декабристы», Иван Тургенев (Тигр, Скорпион), Виссарион Белинский (Коза, Близнецы), Дмитрий Писарев (Крыса, Весы)… Тогда литература казалась надуманным и бессмысленным занятием, и только Векторы поняли общественную её значимость.
И конечно, наиболее ярким среди писателей-Векторов был Александр Сергеевич Пушкин…
Среди наших современных литературных Векторов – Венедикт Ерофеев (Тигр, Скорпион) – автор незабвенной поэмы «Москва-Петушки». Довольно страшная вещь, не уступит творениям Достоевского, запись пьяного бреда, жуть и мрак… Василий Гроссман (Змея, Стрелец) теперь признанный классик нашей литературы, но в советские времена некоторые его книги были изъяты из оборота – слишком страшно. Рядом с ним Варлам Шаламов (Коза, Близнецы), автор «Колымских рассказов» – тоже чтение не для слабонервных. Ещё один классик – Юрий Нагибин (Обезьяна, Овен), название его романа «Тьма в конце туннеля» говорит само за себя.
Нельзя не вспомнить «короля ужасов» Стивена Кинга (Кабан, Весы). Непревзойдённый мастер по созданию живого страха на простых бумажных страницах. Его «заместителем» по праву считается Дин Кунц (Петух, Рак).
Страшное кино
Впрочем, если состояние ужаса при прочтении литературного произведения – это в определённой степени дело впечатлительности читателя, то ужас в кино – это весьма объективная вещь. Кино ведь только отчасти искусство, а в значительной степени – производственный процесс, в котором случайностей не бывает.
Лучшим и легендарным в этом смысле является Дэвид Линч (Собака, Козерог), снявший выдающийся сериал «Твин Пикс» и много ещё чего страшного. Среди других «запугивателей» такие мастера, как Микеланджело Антониони (Крыса, Весы), Нагиса Осима (Обезьяна, Овен)…
У нас это в первую очередь Андрей Тарковский (Обезьяна, Овен), который так видел мир, чтобы тошно было всем, но при этом все бы восхищались мастерством изображения мрака. Куда более светлый годовой знак у Михаила Ромма (Бык, Водолей), но и он снял невероятно подробный фильм про страшное – «Обыкновенный фашизм». Всех превзошёл Элем Климов (Петух, Рак), который кроме «Агонии» снял ещё фильм «Иди и смотри», который как раз смотреть-то и невозможно, уж очень страшно.
В чуть более лёгкой форме показана обстановка безнадёжности и тупика в фильме «Фонтан» Юрия Мамина (Собака, Телец) или в фильме «Собачье сердце» Владимира Бортко (Собака, Телец).
Универсальная коммуникация
Итак, имиджевые знаки разделились ровно пополам, с одной стороны так называемые командные игроки (Аристократ, Профессор, Вождь), а с другой – знаки-изгои, прирождённые начальники (Король, Шут, Рыцарь). К какой группе примкнёт Вектор? Ответ прост и даже очевиден: ни к какой. Вектор не намерен встраиваться ни в какую из структур, не собирается занимать какое-либо определённое место, то отправляясь в народ, то этот же народ игнорируя. Такое поведение создаёт небывалый хаос, но Векторам хаос нипочём, чем больше суеты и анархии вокруг него, тем спокойнее он сам.
Самый яркий пример – это Никита Хрущёв (Лошадь, Овен). Много шумел, стучал обувью, использовал сомнительную лексику… И при всём при этом оставался, в общем, вменяемым политиком.
Аналогичный политический стиль сейчас демонстрирует Владимир Жириновский (Собака, Телец). Он шумит, вопит, дерётся, плюётся… Но если снять всю эту шелуху, обнаружится вполне осторожный, внимательный и весьма прозорливый политик. Очень часто Жириновский озвучивает то, о чём другие серьёзные политики только думают, но вслух не скажут никогда.
В мире таких политиков полным полно. Тот же Сильвио Берлускони (Крыса, Весы) – мастер эпатажа, обладатель самых нестандартных манер в мире политики, генератор политического хаоса… Но опять же за всей этой суетой скрывается спокойный и уравновешенный политический тяжеловес, на редкость удачливый бизнесмен и, что особенно удивительно, очень жизнерадостный и молодой душою человек в его без малого 80 лет. А ведь политика – дело нервное, мало кому прибавит здоровья.
Список можно ещё и ещё продолжать: император Николай I (Дракон, Рак), Робеспьер (Тигр, Телец), Александр II (Тигр, Телец), Хо Ши Мин (Тигр, Телец), Сунь Ятсен (Тигр, Скорпион), Симон Боливар (Кот, Лев), Нурсултан Назарбаев (Дракон, Рак), Индира Ганди (Змея, Скорпион)…
Но как бы не пропустить за этим длинным списком второй тип политиков‑Векторов. Это внешне спокойные и милые деятели, но внутри у них живёт жажда хаоса. В России это, наверное, Анатолий Чубайс (Коза, Близнецы), чертовщину в котором разглядели очень многие. А ведь внешне Анатолий Борисович всегда спокоен и даже лучезарен. На Украине это, возможно, Виктор Ющенко (Лошадь, Рыбы), который вместе с Юлией Тимошенко (Крыса, Стрелец) стоял у истоков того хаоса и раздрая, в котором пребывает сейчас дружественная нам держава.
В среднем же, по знаку стоит признать, что в политике Векторы не потерялись. Устройство их нервной системы идеально для большой политики.
Векторы в кино…
Чрезвычайно парадоксальна, но от этого не менее важна для нас абсолютно двойственная роль Векторов в кино и на телевидении.
Для начала кино. Тут Векторы прославлены тонким психологическим анализом злодейства. Злодея может сыграть каждый, но у большинства злодей чаще всего – картонный, смешной, ненастоящий… А зрителю нужен злодей с психологией, иначе не интересно.
В великом советском кино злодеев практически не было, ибо в нём «лучшее» боролось с «хорошим». Разве что в сказках… Например, в «Золушке» сказочная злодейка-мачеха в исполнении Фаины Раневской (Коза, Дева).
В новые времена психологию злодеев робко, но попытались прощупать. Андрей Болтнев (Собака, Козерог) в «Противостоянии», Василий Лановой (Собака, Козерог) в «Чёрном квадрате», Николай Ерёменко (Бык, Водолей) в «Крестоносцах»…
Великолепные, безукоризненные злодеи – Горбатый («Место встречи изменить нельзя» – Армен Джигарханян, Кабан, Весы); товарищ Саахов (в «Кавказской пленнице» – Владимир Этуш, Собака, Телец); Кроликов‑Шниперсон (в «Ширли-Мырли» – Валерий Гаркалин, Лошадь, Овен). Немало злодеев «с психологией» сыграли Эммануил Виторган (Кот, Козерог) и Игорь Кваша (Петух, Водолей).
В мировом кино эталонным злодеем можно считать Малькольма Макдауэлла (Коза, Близнецы), прославленного жутким букетом отрицательных героев («Цареубийца», «Заводной апельсин», «Калигула» и др.). И, что очень для нас важно, в каждой своей злодейской роли Макдауэлл очень психологически достоверен.
…и на телевидении
То, что происходит с Векторами, которые переходят незримую границу, отделяющую киностудию от телевизионного павильона, не поддаётся обычной логике.
Чем более гадких злодеев играет в кино Вектор, тем более позитивным и положительным предстаёт тот же Вектор на телевидении. В кино Игорь Кваша (Петух, Водолей) играл особенно злобного шамана («Сердца трёх») или омерзительного пастора («Человек с бульвара Капуцинов»)… Квашу утверждали на роль Иосифа Сталина именно в тех фильмах, где нужен Сталин злобный и жестокий. А вот на телевидении («Жди меня») он был практически святым, ибо разыскивал на протяжении многих лет потерявшихся людей. Вместе с ним эти поиски долгие годы вела его соведущая Мария Шукшина (Коза, Близнецы), которая на телеэкране выглядит очень благородно. А в кино – один персонаж подлее другого («Американская дочь», «Какая чудная игра» и т. д.).
Звезда телевизионного экрана – Иван Ургант (Лошадь, Овен). Он обаятелен, остроумен, жизнерадостен, словом, – лучший! Но вот он делает попытки сниматься в кино, и что мы видим? Негодяи или, по крайней мере, персонажи с сомнительной репутацией («Выкрутасы», «Ёлки» и др.).
На телевидении Векторы – это самые лучшие люди, причём с таким грандиозным отрывом от остальных, что легко победили бы сборную всех остальных имиджей. Александр Масляков (Змея, Стрелец), Юрий Николаев (Крыса, Стрелец), Пётр Кулешов (Лошадь, Овен), Николай Дроздов (Бык, Близнецы), Василий Песков (Лошадь, Рыбы)… Эти люди – фундамент телевидения, они не занимаются самопиаром, они делают главное – создают поисковые телевизионные программы, разыскивают всё, что есть живого и талантливого в нашей стране…
————————————————————
————————————————————
2014-й – решающие действия, большая борьба
Главное событие 2013 года – уход экономики на второй план. Возможно, что последними серьёзными кадровыми изменениями в этой сфере стали громкие отставки и назначения именно 2013 года. Центробанк, как известно, возглавила Эльвира Набиуллина (24.06.2013), а Счётную палату – Татьяна Голикова (20.09.2013). Все остальные крупнейшие игроки в финансах и экономике заняли свои посты раньше. Таким образом, ситуация в управлении экономикой стабилизировалась и меняться в ближайшие годы не будет. Возможно, это рискованный прогноз, но он следует из нашей теории.
Итак, экономика ушла на второй план. А что же вышло на первый? Идеология. Опять же, согласно теории, в 2013 году начался Идеологический период, который продлится до 2025 года, и в сфере идеологии не будет никакой стабилизации. В движение придут все слои общества, от самых народных глубин и до самых верхов, включая Президента.
Особенно поразительным это движение будет на фоне того, что в идеологической сфере за последние четверть века практически ничего не происходило. Можно даже сказать, что идеология ушла на откуп коммерции. Телевизор и вообще СМИ «распилили» между собой несколько эстрадных группировок, которые все эти годы убеждали народ, что нет у того другого выхода, кроме как слушать их музыку и их юмор.
Что касается литературы последних лет, то её можно с некоторой натяжкой назвать «новой», но никак не высокой. Расцвели так называемый женский роман, детективы всех мастей, фэнтези со сказочным уклоном и другие жанры с очевидной коммерческой направленностью. В общем-то, бездумная и бессодержательная литература, которая никак не делает чести стране, всегда претендовавшей на интеллектуальное лидерство в мире.
Об отечественной науке за прошедшие четверть века можно говорить только в трагическом ключе: разрушение, апатия, развал и массовое бегство всего здравого и перспективного за границу…
И вот на этом фоне именно в 2013 году начинается движение, причём не где-то сбоку припёка, а от низу до верху. Научный монополист, вершивший судьбами науки и вообще определявший, что есть наука, а что «коллекционирование марок», святая святых, организация, которая даже при Советской власти была неприкосновенной, – Российская Академия Наук наконец-то вступила на путь реформирования. Причём действие прошло очень бурно, закон был принят во всех трёх чтениях и подписан президентом. И всё это внутри одного года, в течение двух месяцев, от июля до сентября 2013 года. Такой вот получился грандиозный контраст между четвертью века ожиданий и подготовки и двумя месяцами стремительного рывка.
Никто не знает, чем кончится реформа (Идеологический период длится не год и не два, а 12 лет), но факт, что про науку (не про нефть, газ или алюминий, а про науку) наконец-то вспомнили. Это вселяет надежду.
Вспомнило государство и про литераторов, которым обещают помочь писать книжки для детей, да и вообще сводить концы с концами.
Само слово «идеология» вытащили из запасников и вернули на первые полосы. Ещё недавно Михаил Леонтьев совершенно справедливо называл Россию самой деидеологизированной страной мира – и вдруг буквально все заговорили о необходимости новой идеологии. На этом новом фоне в общественном сознании стремительно повышается статус исторической науки. И в начале всех начал – концепция единого школьного учебника истории, озвученная в феврале 2013 года и уже к концу года всколыхнувшая общественность.
Впрочем, пока ясен лишь масштаб идеологических поисков, результат их пока в тумане. Куда важнее реализация прогнозов о начале дипломатических побед России, предсказанных Теоретической историей именно на 2013‑й и последующие за ним годы.
Самая значительная победа одержана в сирийском вопросе. США были готовы начать бомбардировки режима Асада: рука на кнопке; ракеты на турецко-сирийской границе; военный флот у берегов Сирии… Но неожиданная инициатива по химическому разоружению (Лавров, Путин) свела эту высокую боевую готовность на нет. Именно благодаря этому успеху журнал «Форбс» поставил Путина на первое место в списке самых влиятельных людей мира.
Ещё больший внешнеполитический успех ждал нас совсем в другом месте. Не секрет, что самым раздражающим для России является факт так называемой Североатлантической солидарности. Россия всей своей историей заслужила роль ближайшего друга Европы. С петровских времён Россия стремилась стать для Европы защитой и опорой. И вдруг это место, без всяких на то исторических оснований, занимают США, государство до крайности юное и незрелое. Как убедить Европу, что эта дружба для неё губительна? Помощь пришла, откуда не ждали. (Или всё-таки ждали, но ловко замаскировали?) Явление Сноудена миру произвело эффект разорвавшейся бомбы. Создание трещины в отношениях между Европой и США, – об этом наш МИД мечтал много лет, но ничего не мог сделать. А тут уже не трещина, а целая пропасть. Германия глубоко разочарована в своём бывшем друге. Аналогичной позиции придерживается подавляющее большинство европейских стран. Разумеется, кроме Великобритании, которая никакая не Европа, а фактически главный проводник американской политики во всём мире.
Третья и четвёртая внешнеполитические победы пока не столь очевидны и нуждаются в сильном развитии. Возможно, именно в 2014 году они выйдут на первый план. Речь идёт о событиях вокруг сближения Украины и Евросоюза. В 2013 году, уже фактически «на флажке» (очень похоже на ситуацию с Сирией) России удалось убедить Украину в том, что сближение с Евросоюзом не такая уж очевидно выгодная вещь. На саммите «Восточного партнёрства» в Вильнюсе 28–29 ноября Украина должна была подписать соглашение об ассоциации… И лишь 21 ноября, то есть за неделю до «финального свистка», заявила о приостановке в подготовке к ассоциации.
Четвёртая победа вообще не обсуждается политологами: Россия готова в своей азиатской политике действовать через голову Китая, который отныне не является в глазах России безоговорочным лидером Азии. Почувствовали наши политики, что в Китае что-то пошло на спад. Тут всё пока ещё очень зыбко, но не исключено, что именно в 2014 году КНР покатится по наклонной и все иллюзии по поводу «китайского чуда» начнут испаряться.
Ещё один очень важный прогноз, также давно сконструированный в рамках Теоретической истории: революционные события в Иране. Твёрдость власти престарелых аятолл иссякает. Они уже не те, и если в 2013 году главным стало резкое смягчение антиамериканской риторики и мощное продвижение в переговорах с «шестёркой», то, возможно, к выходу этого прогноза в свет договор с Ираном уже будет подписан. С этого договора и начнёт сходить на нет власть аятолл, а на смену им придут (в 2015‑м?) совсем другие люди.
Григорий КВАША