О Прошлом — из настоящего.
ГОД РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ
О прошлом – из настоящего
«Откуда есть пошла Русская земля», «настоящая беда Московскому государству», «нашествие галлов и с ними двунадесяти языков»: в таких эпических выражениях отразились события, которые мы вспоминали в течение Года Российской истории – начало Руси, преодоление Смуты, Отечественная война 1812 года. Но вспоминая то, что происходило 1150, 400 и 200 лет назад, мы вольно и невольно обращаемся и к событиям более поздним: задумываемся о том, сколько было начал в истории у Руси–России, сколько смут и какие победы в войнах за Отечество.
Насколько важен для страны, для общества истинно научный – откровенный и объективный – взгляд на события, которые стали эпохальными, как их трактовка может влиять на опорные точки национального самосознания – вот темы, над которыми размышляет наш собеседник Александр Спартакович СЕНЯВСКИЙ, доктор исторических наук, руководитель центра «Россия, СССР в истории ХХ века» Института российской истории РАН.
Один из самых сложных и спорных периодов – история Союза Советских Социалистических Республик – СССР. Создание этого государства было провозглашено 90 лет назад, 30 декабря 1922 года, на I съезде Советов СССР, в Москве.
– Александр Спартакович! С этой ли даты следует вести отсчёт истории СССР?
– Нет. Начало её всё-таки – в октябре 1917‑го, когда пришли к власти большевики, олицетворявшие собой принципиально новую, леворадикальную модель развития, в корне отличную от прочих. Их приход был закономерен, и в то же время – исторически случаен. Закономерен, потому что они были партией «индустриального будущего», случаен – потому что в крестьянской стране (где более 80 процентов населения были сельскими жителями), в стабильной ситуации, да ещё и при наличии мощных политических конкурентов в лице либеральных и демократических, в том числе прокрестьянских партий, шансов у них не было.Но третий год шла изнурительная мировая война, и в этих условиях в феврале 1917 года стараниями разных политических сил была свергнута трёхсотлетняя монархия. А свержение законной власти в воюющей стране всегда означает дестабилизацию общества, что является преступлением, причём не столько правовым, сколько антигосударственным, антинациональным. Большевиков не раз обвиняли в измене, однако они открыто выступали против войны, а затем и за «превращение империалистической войны в гражданскую». Но решающий вклад в поражение России сделали круги, позиционировавшие себя как «патриотические».
Большевики, много лет боровшиеся против монархии, в её свержении в феврале того памятного года не сыграли сколько-нибудь значимой роли. К началу семнадцатого года они – небольшая, можно даже сказать – сектантская группа, которая не имела политического влияния в стране. Непосредственно к развалу Российской империи именно в это время привело действие других сил, внутренних и внешних, хотя у её краха множество не только ситуационных, но и фундаментальных причин (вестернизаторская модель модернизации, начальная стадия индустриализации аграрного общества при нерешённости аграрного вопроса; классовые, сословные, национальные и другие противоречия). Все эти проблемы усугубила, предельно обострила мировая война.
И вот в этих-то условиях против императора сработал верхушечный заговор, задолго до этого выношенный элитарными слоями России и поддержанный в том числе и так называемыми демократическими кругами. Есть данные, что к этому заговору были причастны и западные спецслужбы, причём не столько германские, сколько наших союзников, не желавших усиления России и способствовавших её дестабилизации перед явно близившимся победным для Антанты окончанием войны.
Война не сплотила Россию, её народ, общество перед вражеской угрозой, а, напротив, расколола их. В военных условиях всегда ведётся и информационно-психологическая война, в том числе с использованием любых внутренних противников, подрывных элементов, оппозиционеров и т. п. Николай II эту войну «вчистую» проиграл
.