Россия в объективе Прокудина-Горского. Валерий ПРИВАЛИХИН

БЫТ И БЫТИЕ

К 4-й странице обложки

Первые цветные фотографии, запечатлевшие разные стороны жизни России, появились у нас в начале ХХ века благодаря замечательному мастеру фотодела Сергею Михайловичу Прокудину-Горскому. Он сделал тысячи цветных снимков, на которых мы видим дореволюционную Россию – её архитектуру, инженерно-технические сооружения, храмы, людей разных профессий, города и сёла… Делал он их во всех концах страны, на всём её необъятном пространстве. Создавал свою коллекцию достопримечательностей России Прокудин-Горский недолго – с 1913-го по 1916 годы, историческая ситуация в стране не позволила ему довести задуманное до конца, однако то, что он успел сделать, достойно нашей памяти и благодарности.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 18/30 августа 1863 года в родовом имении Фуникова Гора в Покровском уезде Владимирской губернии. Обучался в разных престижных учебных заведениях, в чём проявился его интерес ко многим областям знаний и незаурядные способности. Слушал лекции по естественному разделу на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета, в том числе лекции Д. И. Менделеева. Посещал также лекции в Военно-медицинской академии и изучал живопись в Академии художеств. В Берлине и Париже с химиками и изобретателями Жюлем-Эдме Момене и Адольфом Мите занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии.

В 1890 году женился на дочери русского металловеда Александра Лаврова, который был директором товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов, и стал трудиться на одном из предприятий своего тестя. Однако занятий фотографией не оставил и в 1898 году стал членом Пятого фотографического отдела Императорского русского технического общества (ИРТО). К этому времени он уже был крупным русским авторитетом в области фотографии. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году Императорское русское техническое общество представило чёрно-белые фотографии Прокудина-Горского. Выставка принесла ему Гран-при, но он видел что не намного превосходит своих коллег, и это ещё раз убедило его, что надо активно заниматься цветной фотографией. 13 декабря 1902 года он впервые публично объявил о создании полнокрасочных цветных диапозитивов с использованием метода трёхцветной фотографии берлинского фотографа доктора Адольфа Мите, и это означало, что он, Прокудин-Горский, – изобретатель цветной фотографии. В 1905 году он запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходивший по качеству подобные разработки иностранных химиков. Состав нового сенсибилизатора делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.

Первые активные цветные съёмки Прокудин-Горский выполнил ранней осенью 1903 года в Финляндии. В 1904 году он делал цветные фотографии видов Дагестана, Черноморского побережья, Санкт-Петербургской губернии. В начале 1905 года Прокудин-Горский заключил договор с Общиной Святой Евгении, согласно которому должен был сделать съёмки видов Кавказа, Крыма, Украины для выпуска 400 фотооткрыток. Эта работа не была доведена до конца из-за сложной обстановки в России революционного 1905 года. Вышли в свет лишь около 90 открыток. Но фотограф-учёный продолжает создавать всё новые и новые работы в цвете, участвует в фотовыставках и научных конгрессах в европейских столицах. Международная выставка в Антверпене принесла ему золотую медаль.

14 января 1907 года ожидалось солнечное затмение, и Прокудин-Горский для съёмок этого уникального явления выехал в Туркестан. Облачность помешала запечатлеть затмение. Поездка, однако, не была напрасной: фотограф сделал множество снимков древних храмов Бухары и Самарканда, портрет эмира Бухарского Алим-Хана…

В середине мая 1908 года он приехал по приглашению Л. Н. Толстого в Ясную Поляну. Там удалось сделать полтора десятка цветных снимков, один из них, наиболее удачный, вскоре был напечатан в столичном журнале. «Петербургская газета» писала в конце 1906 года об успехах Прокудина-Горского: добиваясь совершенства чувствительности фотопластин, фотограф предполагает демонстрировать «моментальные снимки в натуральных цветах, что представляет большой успех, так как до сего времени это никем не получено».

Прокудину-Горскому было 45 лет, когда он задумал запечатлеть в цветных фотографиях всю Россию, её культуру, историю, природу, экономику, людей. Поддержка этим масштабным замыслам мастера цветной фотографии пришла от царя Николая II. Он пригласил фотографа в Царское Село показать его работы в Александровском дворце. То, что представил мастер царской семье, свите, восхитило Николая II. А Прокудин-Горский поделился с ним своими планами. Царь одобрил их, ему тоже хотелось, чтобы жизнь России во всех её проявлениях была запечатлена в фотографиях. Фотографу был выделен железнодорожный вагон; для работы на воде – небольшой пароход с командой, а для съёмок на реке Чусовой – моторная лодка. Когда дело дошло до съёмок Урала и Уральского хребта, в Екатеринбург был прислан автомобиль «Форд». Выданные по высочайшему повелению документы открывали ему доступ во все места империи. При этом во всех губерниях чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его трудах.

Первая поездка – на промышленный Урал. За несколько месяцев были сделаны сотни снимков. В марте 1910 года фотограф представил их царю, об этом есть запись от 20 марта 1910 года в дневнике Николая II. Царю нравятся все снимки.

В 1910–1912 годах продолжается его путешествие по стране. Дважды за 1911 год он побывал в Туркестане. А к празднованию столетия победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года фотографирует места, связанные с этим событием. Воскресным утром 7 апреля 1913 года, как явствует из дневника Николая II, Прокудин-Горский демонстрировал царю новые снимки.

С началом Первой мировой войны проект создания фотоистории России в цвете практически останавливается.

Уже в Советской России Прокудин-Горский участвовал в создании Высшего института фотографии и фототехники. В последний раз коллекция работ мастера цветного снимка демонстрировалась в марте 1918 года в Зимнем дворце.

Узнав о расстреле в Екатеринбурге царской семьи, он решает уехать из страны, опасаясь за свою жизнь, – ведь фактически он был личным фотографом Его Императорского Величества. Он уехал, оставив жену и троих детей. Фотопластины с видами России в цвете в 20 ящиках тоже остались в России. Но Прокудин-Горский вовсе не предал семью и дело своей жизни, просто он, как многие тогда, был уверен, что власть большевиков скоро кончится и он вернётся в Россию. Этого не случилось.

В 1923 году выезжает из России в Париж его семья и везёт с собой драгоценные 20 ящиков негативов.

Прокудин-Горский время от времени показывал свои снимки русским эмигрантам, но эта драгоценная коллекция не производила на них особого впечатления. Иногда приходили люди из Советской России, звали вернуться домой: он, его талант там нужны. Конечно, он не вернулся. Последние свои годы он провёл в Русском доме под Парижем, где и скончался 27 сентября 1944 года. Погребён на кладбище Сент-Женевьев‑де-Буа.

Наследие фотографа у его потомков приобрела в 1948 году библиотека Конгресса США, заплатив им из Фонда Рокфеллера четыре тысячи долларов. Семья нуждалась в деньгах, да и хранить негативы было негде. Они пролежали без движения до 1990‑х годов, о них вспомнили, когда появился компьютер. Была сделана оцифровка негативов, после чего фотографии С. М. Прокудина-Горского числом 1902 были выставлены в Интернете в свободный доступ. Издан был также альбом его снимков.

Бесценный материал для тех, кому интересна история России…

Монастырь преподобного Нила Столобенского. Озеро Селигер. 1910

Мугань, семья поселенца, пос. Графовка. 1907-1915

Эмир Бухарский. 1911

Кострома. Вход в церковь Воскресения

Вид на г. Тобольск с севера с колокольни Преображенс­кой церкви. 1912

Copyright © Все права защищены. Дата публикации: