Его нравственная правота. Олег МРАМОРНОВ
ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ
29 января сего года скончался Борислав Светозарович Милошевич – видный сербский политический и общественный деятель, дипломат, в 1998–2001 годах Чрезвычайный и полномочный посол Союзной Республики Югославии в Российской Федерации, старший брат погибшего в 2006 году в гаагской тюрьме Слободана Милошевича. Незадолго до его кончины увидела свет книга «Балканский излом» (М.: Магистр, 2012) – сборник выступлений, бесед и интервью Б. Милошевича в период 1999–2012 годов. В этот сборник вошла и его статья, опубликованная в нашем журнале («НиР», 2004, № 5, «Косово и Метохия – сербский край»). «Когда говорят о событиях в Южном Сербском автономном крае, как правило, произносят «в Косове»… Но конституционное название края – «Косово и Метохия» (Космет), – объяснял он. – Косово Поле – Поле дроздов (сербское слово «кос» означает «дрозд») – место исторической битвы сербов с турками за свою независимость в 1389 году. А греческое слово «метоха» в средневековой Сербии означало земли, принадлежавшие православным церквам и монастырям. До захвата этой территории в ХIV веке Османской империей в Метохии была столица королевства Сербского – город Призрен, а город Печ, также в Метохии, был и оставался центром Сербской Православной Церкви.
…Со времени входа войск НАТО в Косово и Метохию в июне 1999 года там почти не осталось неалбанского населения. Из самой Албании в Космет переселилось около 200 тысяч албанцев… Косово и Метохия – святая для сербов земля – всегда была полиэтнической, многоконфессиональной. Даже во времена османского владычества! А сегодня – при поддержке великих держав – всё идёт к тому, чтобы этот край стал албано-мусульманским».
С тех пор как Борислав Милошевич рассказал об этом в нашем журнале, минуло девять лет. Ныне Косово функционирует как самостоятельное государственное образование. К каким выводам можно прийти сегодня, читая сборник «Балканский излом»? Что изменилось с тех пор в той сложной и трагичной ситуации? Об этом – в заметках Олега МРАМОРНОВА.
«Балканский излом» можно по праву назвать памятником Бориславу Милошевичу, памятником его борьбы, личного мужества и преданности сербскому делу, свидетельством его незаурядных аналитических способностей. В книге много политических выпадов (как правило, точно рассчитанных), политической остроты (которая возникает и проходит), но не меньше – идущих из глубины сердца гневных и горьких слов, высказываний и признаний. В ней всё – глубоко прочувствованное и выстраданное. С каждой прочитанной страницей усиливается ощущение внутренней, нравственной правоты автора. Борислав Милошевич довольно часто говорит о моральной победе своего брата Слободана над Международным трибуналом по бывшей Югославии. Да, пожалуй, обоих братьев трудно отнести к разряду побеждённых – несмотря на то, что внешнее развитие событий на Балканах и вокруг них говорит, казалось бы, об обратном. И политическая линия, проводившаяся последним руководителем Союзной Югославии, и жёсткая полемика его старшего брата Борислава не преследовали узких, националистических интересов, но имели в виду, в первую очередь, сохранение и поддержание межэтнического и межконфессионального равновесия и баланса на этой многострадальной земле.
Руины монастыря Святой Троицы, разрушенного албанскими боевиками в 1999 году
Ещё слишком сильно кровоточат раны, нанесённые последней чередой войн на территории бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии, чтобы эти небратские междоусобные баталии стали предметом академического рассмотрения. Но и тогда, когда станут таковыми, и теперь, в пылу полемик, без суждений Борислава Милошевича оценка балканского вопроса невозможна. Скажут: он слишком заинтересованный свидетель (да и косвенный участник) свершившихся исторических событий, можно ли считать его беспристрастным арбитром? Но широкий мыслительный кругозор и чувство исторической перспективы позволяли автору книги приподняться над ситуацией и высказать оценки, без учёта которых картина происходившего на Балканах в течение двух последних десятилетий будет ущербной.
Среди множества прочих в книге есть малоизвестный сюжет, которого я коснусь подробнее. Речь идёт о политике Святого Престола на Балканах в начале 1990‑х годов.
В январе 1992 года Патриарх Сербской Православной Церкви Павле направил Папе Римскому Иоанну Павлу II письмо. Оно приводится в «Балканском изломе», и я процитирую его с небольшими сокращениями:
«…В качестве главы государства Ватикан Вы первым в Европе и в мире признали суверенность и независимость Хорватии и Словении, а предварительно приложили большие дипломатические и политические усилия для того, чтобы это же сразу вслед за Вами сделали и многие другие европейские страны. При этом, однако, Вы воспользовались не только государственным механизмом Ватикана, но и организмом, структурами и институциями Римско-Католической Церкви… Поэтому мы с глубочайшим сожалением должны констатировать и то, что Ваше Святейшество своей безоговорочной поддержкой борьбы за восстановление этого (хорватского. – Б. М.) государства взяли на себя и тем самым распространили и на сотни миллионов римско-католических верующих во всём мире, не спросив на то их согласия, ответственность за все те средства и все те методы, которые использовались и используются сейчас представителями власти, армии и полиции теперь уже получившего международное признание хорватского государства, равно как и за каждую слезу каждого сербского и хорватского ребёнка, оставшегося из-за трагической войны в ещё недавно существовавшей Югославии без дома, без детства, а очень часто и без обоих родителей, равно как и за каждый горестный вздох каждого серба и хорвата, православного или римокатолика, верующего или поддавшегося соблазну, который теперь стал или беженцем, или душевным и телесным инвалидом, или убийцей, или жертвой, или всем этим одновременно.
Вы, первый в истории славянский Папа и суверен государства Ватикан, продемонстрировали, что ради цели, которую считаете важной, Вы можете благословить и освятить средства, использовавшиеся представителями молодой хорватской демократии, которые ещё совсем недавно были последователями хорватского коммуниста Иосипа Броз Тито… Мы и в наши несчастливые дни убедились в том, что ни политика государства Ватикан, ни дипломатия Вашей курии, ни горькие плоды необычной этики, продемонстрированные миру, в частности, и Вашей деятельностью, направленной на признание хорватской государственности, не смогли уничтожить дух той Церкви, которая в первом тысячелетии христианской истории была «председательствующей в любви» среди Церквей и украсила небо бесчисленными мучениками, святыми епископами и подвижниками веры.
Монастырь Девич был разрушен и сожжён албанцами во время погрома 17–19 марта 2004 года
Ввиду всех этих причин считаем, что Вы со всей определённостью доказали духовную и богословскую несостоятельность догмата Первого Ватиканского Собора о папской непогрешимости».
Сразу же вслед за цитируемым письмом Патриарха Павле Б. Милошевич пишет: «Не нужно комментировать это сильное, принципиальное, жёсткое для церковного иерарха письмо. Обвинения против Папы Иоанна Павла II прямы и конкретны. Может быть, они и поколебали главу государства Ватикан. Год спустя своё письмо Генсеку ООН Бутросу Бутрос-Гали от 6 марта 1993 года Папа начал словами: «Боже мой, что мы сделали?» и требовал от Генерального секретаря Организации Объединённых Наций «новых инициатив». Чтобы прекратить, как он писал, «резню» в бывшей Югославии. На самом деле речь шла о гражданской войне, о неизбежности которой предупреждали очень многие… 9 декабря 1991 года председатель Международной конференции по бывшей Югославии лорд П. Каррингтон обратился к «двенадцати» и сообщил, что позиция С. Милошевича по Боснии и Герцеговине совершенно ясна: «Если её независимость будет признана, прежде чем будет заключён договор между тремя народами (в Боснии и Герцеговине. – Б. М.), гражданская война становится неизбежной…». Но на момент признания Хорватии и Словении договор между сербами, мусульманами и хорватами, проживающими в Боснии и Герцеговине, заключён не был. Не был он заключён именно потому, что этого не хотели ЕС и Папа Иоанн Павел II. И гражданская война в Боснии и Герцеговине вспыхнула».
«…США и НАТО под прикрытием гражданских и военных сил ООН поддержали в 1990‑е годы албанских сепаратистов. Так называемая Освободительная армия Косова – террористическая организация, поддержанная США и НАТО», – о неконструктивной и недальновидной политике политических верхов Соединённых Штатов Америки и Североатлантического блока Милошевич на страницах «Балканского излома» говорит не раз и не два. Что же касается собственно косовского нерва, то, мне представляется, разрушительные результаты политики американских и европейских союзников в этом регионе глубже всего выражают даже не политические инвективы в их адрес, а такой вот образ из упомянутой публикации Б. Милошевича в «Науке и религии»:
Монастырь Девич был разрушен и сожжён албанцами во время погрома 17–19 марта 2004 года
«…Когда-то в одном из прекрасных храмов Косовской земли на фреске, изображавшей королеву Симониду, по преданию, фанатик-албанец выскоблил глаза. В 1930‑е годы замечательный сербский поэт Милан Ракич написал об этом стихи, которые молодёжь тут же начала повторять наизусть. Поэт сравнивал величественный свет далёких звёзд, которые мы не видим, но как-то чувствуем, воспринимаем их своим интеллектом – и так же, писал он, чувствуем взгляд, сияние давно выскобленных очей Симониды. Тогда албанцы-мусульмане утверждали, что не их соплеменник сделал это – наверное, то был какой-то оккупант-турок. А сейчас экстремизм, мягко говоря, а вернее, это своего рода фашизм – в том числе геноцид славянской культуры – провозглашается косметскими лидерами чуть ли не доблестью. И всё это не только на глазах «международного сообщества», а в очень весомом присутствии его силовой и гражданской миссий».
Борислав Милошевич в 2004 году говорил о 140 разрушенных на территории Косова и Метохии православных святынях, среди которых памятники всемирно исторического значения, включённые в каталог ЮНЕСКО. Теперь называют цифру 200. Но если бы речь шла только о памятниках зодчества или даже о совсем недавно действовавших церквах и монастырях… Тут судьбы десятков и десятков тысяч людей, лишившихся крова и родины. В Косове произошла «этническая чистка» – с годами всё очевиднее становится правота этих слов Владимира Путина, произнесённых в то время в связи с албанской экспансией в Косове.
Борислав Милошевич непоколебимо верил в то, что южный сербский край Космет рано или поздно вновь станет частью Сербии. Честно говоря, сегодня в это трудно верить с такой же силой. Сербия стоит в ближайшей очереди на приём в Евросоюз, но ей поставлено условием вхождения в ЕС признание Косова в его нынешнем статусе. Но кто знает, кто знает… Времена переселения народов, как показали балканские события, не совсем ушли в прошлое. История продолжается, но, к великому нашему огорчению, теперь всё чаще и чаще драматическим и трагическим образом. Как в Космете.