Беспокойство о покойных. Вокруг Мавзолея

КОНФЛИКТНАЯ ЗОНА

Похоронная лихорадка

Детская болезнь антиленинизма обостряется в России два раза в год: 22 апреля и 21 января. Основной симптом заболевания – похоронная лихорадка. Одни стонут и причитают: «Не по-христиански погребён Ильич. Надо бы его зарыть в земельку на кладбище, как принято на Руси». Другие дико вращают глазами и страшно скрежещут зубами: «Взорвать капище, сжечь сатану!!!». Болезнь с трудом поддаётся лечению.

Почему она «детская»? Получившие образование при советской власти, конечно, помнят работу Ленина «Детская болезнь «левизны» в коммунизме». И в названии похоронной болезни есть элемент иронии. Дело, однако, ещё и в том, что болящие обнаруживают кругозор учащихся средней, если не начальной школы. Нередко школы воскресной.

Пергамский алтарь

Пергамский алтарь в берлинском Пергамон-музее

Они потому утверждают, будто мавзолей Ленина построен по образцу алтаря Зевса в Пергаме. Некоторые толкователи Откровения Иоанна (Апокалипсиса) считают, что именно к этому храму относятся слова: «И Ангелу Пергамской церкви напиши… знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны» (Откр 2:12, 13). Нужно обладать поистине детской необузданной фантазией, чтобы увидеть в Пергамском алтаре прообраз московского мавзолея: никакого сходства, даже отдалённого. У алтаря лестница во всю ширь, пирамидальность в конструкции практически отсутствует. «Пергамская версия» создана с одной-единственной целью – связать Ленина с сатаной. Возможно, её авторы путают Пергамский алтарь с надгробным памятником царю Мавсолу: тот и другой были построены в Малой Азии, сравнительно близко друг от друга. С мемориалом Мавсола у Мавзолея действительно большое сходство. Известна старинная гравюра с реконструкцией облика этого архитектурного шедевра, которую не мог не видеть Алексей Викторович Щусев – профессионал высокого уровня. Пожалуй, при создании усыпальницы Ленина архитектор отталкивался не только от ступенчатой пирамиды Джосера, но и от первоисточника – самого первого мавзолея в истории.

Памятники любви – и уважения

Мавсол (другое написание «Мавзол») в 377–353 годах до нашей эры был персидским сатрапом малоазийского государства Кария, а фактически царём, независимым от Ахеменидов правителем. Столица его царства находилась на берегу Эгейского моря в Галикарнасе. После смерти царя его тело по античной традиции было сожжено, а прах положен в погребальную урну. Артемисия, жена Мавсола, любившая мужа почти до безумия, по легенде, смешала его прах с вином и выпила, после чего начала строить великолепную гробницу. Это сооружение – «мавзолей» – считалось одним из семи чудес света.

Ещё один известный мавзолей – памятник любви – индийский Тадж-Махал, воздвигнутый по приказу императора Шах-Джахана в память о его любимой жене Мумтаз-Махал (построен в 1653 году). И вообще мавзолеев на свете немало. Вопреки утверждениям противников московского мавзолея, возведены они не только в странах бывшего и нынешнего «соцлагеря».

На острове Манхеттен возвышается мавзолей 18‑го президента США Улисса Симпсона Гранта. (Кстати, портрет этого политика можно увидеть на 50‑долларовой купюре.) Грант вошёл в историю как победитель южан в гражданской войне Севера с Югом, получив прозвище «генерал Безоговорочная Капитуляция» (англ. Unconditional Surrender, первые буквы совпадают с инициалами Гранта – Ulysses Simpson).

При проектировании мемориала Гранта архитектор Джон Дункан вдохновлялся галикарнасским мавзолеем. Если в отношении Щусева это предположение, то здесь безусловный факт. Но, в отличие от конструктивистского сооружения в Москве, мавзолей Гранта построен в стиле неокласицизма, а верхняя его часть круглая. Тем не менее приезжие из России сразу узнают знакомые черты.

Мавзолей Гранта (в нём покоятся в саркофагах тела президента и его супруги) построен с американским размахом, он крупнее ленинского. Но подобно тому, как сам этот генерал несопоставим с Наполеоном, так и его гробница не идёт в сравнение с усыпальницей Бонапарта.

«Погибшей славы – мавзолей»

Почти два десятилетия одиноко лежащий могильный камень на острове Святой Елены оставался без надписи. Рядом, как охранник у камеры опасного преступника, стоял английский часовой. Под камнем лежало тело бывшего французского императора…

После реставрации династии Бурбонов «новая-старая» власть всячески принижала Наполеона, его имя усиленно вытравлялось из народной памяти. Но произошла революция 1830 года, и взошедший на трон «король-демократ» Луи-Филипп начал переговоры с английским правительством, чтобы вернуть французам их любимого героя. Когда на Святой Елене тело Наполеона вынули из свинцового гроба, очевидцы были поражены: Бонапарт выглядел нетленным. Медики знают, что мышьяк способствует мумификации. А в волосах Наполеона впоследствии был обнаружен этот химический элемент…

15 декабря 1840 года, несмотря на холодную погоду, десятки тысяч парижан провожали в последний путь экс-повелителя Европы. Однако работы по устройству его гробницы в соборе Дома инвалидов, куда на катафалке было доставлено тело Бонапарта, продолжались ещё 20 лет, до 2 апреля 1861 года. За 10 лет до этого в далёкой России поэт Н. С. Соколов написал стихи, где Наполеон говорит о стране, ставшей для него роковой:

Твоя обширная столица –

Последний шаг мечты моей,

Она – надежд моих гробница,

Погибшей славы – мавзолей.

И, как будто в память о роли России в судьбе Наполеона, его саркофаг изготовили из карельского порфира, присланного императором Николаем I, который, как говорят, съязвил: «Для Бонапарта в России камень найдётся». Позднее тем же минералом был облицован постамент памятника самому Николаю.

Мавзолей Ленина. Автор Алексей Щусев

Карельский малиновый кварцит наименован по названию месторождения «шоханским порфиром» или «вельможным камнем», он походит на египетский порфир сургучного цвета. А тот, в свою очередь, с давних пор являлся традиционным материалом для отделки гробниц царственных особ. Из карельского «монаршего» камня, объединившего французского императора с российским, выложены и буквы «Ленин» на мавзолее в Москве, им же облицована его верхняя часть. Малиновый порфир – и на могиле Неизвестного солдата.

Порфировый саркофаг Наполеона стоит в круглом зале собора. Над гробницей, окружая её со всех сторон, – смотровая площадка с балюстрадой, своего рода зрительный зал. Чтобы взглянуть на саркофаг, нужно опереться на балюстраду и волей-неволей склонить голову, тем самым выражая почтение к памяти великого полководца.

Во время Египетского похода 1798–1799 годов Наполеон пожелал увидеть мумию фараона. При этом он будто бы произнёс: «Египтяне – самый великий народ из живших когда-то на Земле, только у них смерть не была всесильна! Они лишили её первородного права глумиться над лицами самых красивых женщин и самых великих правителей! Бросить смерти вызов – как эти пирамиды… О фараонах будут помнить вечно!» Саркофаг с телом фараона был доставлен, и генерал долго стоял лицом к лицу с мумией человека, которого при жизни считали богом. И вот теперь Наполеон сам лежит мумией в саркофаге…

Афонская гробница

Кто ещё из умерших лежит не в могиле? К примеру, маршал Пилсудский в польском Вавельском замке. Первоначально основателя «Второй Речи Посполитой» набальзамировали и положили в стеклянный саркофаг. Но польские специалисты поработали хуже, чем наши над Лениным, тело маршала не удалось сохранить, и гроб Пилсудского пришлось закрыть.

Папа Римский Иоанн XXIII провозгласил одной из главных задач Церкви борьбу за мир, разрешил службу на национальных языках, начал диалог с Православной Церковью. В 1963 году, после смерти Иоанна, его тело было немедленно забальзамировано в Институте анатомии медицинского факультета Католического университета Сердца Иисуса. После того как при Иоанне Павле II Иоанн XXIII был причислен к лику блаженных, его нетленное тело было помещено в хрустальный гроб и выставлено на всеобщее обозрение в базилике собора Святого Петра.

Мавсол мавзолей

Галикарнасский мавзолей. Современная реконструкция

Православные могут возразить: католики, даже Папы Римские нам не указ! Что ж, есть примеры, связанные с православием. Когда на святой горе Афон инок умирает, его сперва предают земле – но через три года откапывают. Из-за особенностей климата и почвы от умершего к тому времени остаётся один скелет. Кости промывают водой с вином и переносят в хранилище – костницу. Это часовня-склеп, где останки лежат не в гробах, а открыто: черепа на полках, остальные кости – вдоль стен, напоминают поленницы дров.

С согласия Святейшего Синода

Слово «мощи» в русской традиции связано с костями и происходит от «мощь» – сила. Считалось, что телесная мощь не в плоти, а в костях. О человеке, крайне исхудавшем, похожем на обтянутый кожей скелет, говорят: «Одни мощи остались».

В конце жизни великий русский хирург Николай Иванович Пирогов, и раньше отличавшийся худощавостью, стал напоминать живые мощи. Из-за болезни не мог даже глотать и умер едва ли не голодной смертью.

В последний свой год Николай Иванович работал над книгой «Дневник старого врача». 22 октября 1881 года он написал: «Ой, скорей, скорей! Худо, худо! Так, пожалуй, не успею и половины петербургской жизни описать». Не успел. Рукопись оборвалась на полуслове…

Пирогов умер 23 ноября (5 декабря) 1881 года в своём украинском имении Вишня Подольской губернии (ныне в черте города Винницы). За месяц до смерти гениального хирурга его супруга Александра Антоновна отправила письмо петербургскому врачу Давиду Ильичу Выводцеву: «Вы прислали ему ко дню юбилея Вашу книгу о бальзамировании. Могу ли я надеяться, что Вы предпримете труд бальзамирования его тела, которое я бы хотела сохранить в нетленном виде? Если Вы согласны, то уведомьте меня о своих условиях, и тогда, когда Господу будет угодно прекратить его жестокие страдания, я Вас уведомлю».

Выводцев сделал то, о чём его просила жена хирурга. Эффект был поразительный: умерший казался спящим. Святейший Синод удовлетворил ходатайство вдовы о том, чтобы не предавать Николая Ивановича земле. Тело сперва перенесли в подвал церкви близлежащего села, а через два месяца положили в специально вырытый крестьянами склеп, над которым в 1885 году возвели церковь во имя Николая Чудотворца с колокольней.

Наполеон смотрит на мумию

Бонапарт в Египте. Картина Ж.-М.-А. Оранжа. 1899

К Пирогову в Виннице относились и относятся как к святому. Верят, что прикосновение к стеклянному саркофагу Николая Ивановича благотворно действует на здоровье. За год украинский мавзолей посещает более 100 тысяч туристов из ста с лишним стран мира. О том, чтобы предать Пирогова земле, и речи не заходит.

Мавзолея Пирогова

Церковь над мавзолеем Пирогова

В Киевских пещерах

Множество мощей можно увидеть в Киево‑Печерской Лавре. Французский путешественник XVII века Гийом Левассёр де Боплан так описывал монастырские пещеры:

«В половине лье ниже Киева виднеется поселение, называемое Печеры, в котором находится большой монастырь… Под соседней с этим монастырём горой имеется большое количество пещер, наподобие шахт, наполненных множеством тел… похожих на египетские мумии. Там показывают одного святого Иоанна, который полностью виден до пояса, от которого он погружён в землю. Здешние монахи рассказывали мне, что упомянутый Иоанн, чувствуя приближение смертного часа, сам приготовил для себя могилу, но не в длину, как обычно, а в глубину. Когда пришёл его час, к чему он уже давно был готов, он, попрощавшись с братией, сам спустился в землю, но, по воле Божьей, смог войти в неё только до половины, хотя яма была достаточно глубока… Имеется также три человеческие головы на блюдах, из которых постоянно сочится масло, очень помогающее при излечении некоторых болезней. В этих местах покоятся останки некоторых видных людей, между прочим – двенадцати каменщиков, которые построили собор; их сохраняют как драгоценные реликвии, чтобы показывать их любопытным посетителям, как не однажды случалось наблюдать и мне, когда я как-то жил на зимних квартирах в Киеве и имел возможность изучить эти подробности. Что касается меня, то я не нахожу существенной разницы между этими телами и египетскими мумиями, разве что их плоть не настолько черна и тверда. Полагаю, что они сохраняются столь продолжительное время нетленными благодаря природе этих пещер или шахт, которые вырыты в особого рода каменистом песке: зимой в них сухо и тепло, а летом – прохладно и сухо без малейших признаков сырости».

Особое мнение

Перенесёмся из Киева в Великий Новгород. В 1616 году, когда город ещё не освободили от оккупации, шведские солдаты, надеясь найти клад, вскрыли гробницу в юго-западном углу Георгиевского собора Юрьева монастыря…

И обнаружили, по словам летописца, тело «человека цела и неразрушена, в княжеском одеянии», а рядом – останки подростка («преставись млад, лет в 13»). Митрополит Исидор добился у шведского военачальника Якоба Делагарди разрешения перенести «честныя мощи» в новгородский храм Святой Софии. Мумифицированные останки в княжеской одежде были объявлены мощами брата Александра Невского, святого благоверного новгородского князя Феодора Ярославича, преставившегося в 1233 году в юношеском возрасте. В 1919 году (очевидно, в ходе антирелигиозной кампании) «мощи князя Феодора» были изъяты из гробницы и впоследствии подвергнуты экспертизе. Выяснилось, что возраст почившего – около 40 лет и что это не кто иной как князь Дмитрий Шемяка, «герой» междоусобной войны с московским князем Василием II Тёмным. Известно, что Василий, которого Шемяка ослепил, послал в Новгород, где укрылся его враг, дьяка «со смертным зелием». Подкупленный дьяком повар отравил Дмитрия курицей, начинённой мышьяком. А яд этот, как мы знаем, содействует мумификации.

Казус в том, что нетленными мощами Феодора были признаны останки человека, преданного анафеме: церковный Собор 1448 года, осудив князя Дмитрия за ослепление Василия Тёмного и самовольный захват московского трона, объявлял, что Шемяка «сотворил над ним не менши прежнего братоубийцы Каина и окаанаго Святополка».

В 2012 году мощи вернулись на старое место – в Софийский собор, причём с той же легендой: церковные власти Великого Новгорода вновь объявили их останками юного князя Феодора Ярославича…

Аргументы и шутки

Можно привести другие примеры «неправильных» захоронений: то есть не на кладбищах. Так, в Архангельском соборе Московского Кремля (под надгробиями) и Петропавловском соборе Санкт-Петербурга (в саркофагах) лежат останки российских царей и императоров. Почему же мы с начала 1990‑х годов то и дело слышим, будто по православному канону умерший должен покоиться непременно «в земле», что Ленин похоронен «не по-христиански»? Или те, кто выдвинул этот аргумент, были некомпетентны (что не делает чести их уму)? Или они считали: этому дурачью (нам то есть) и такого аргумента хватит (что не делает чести их моральным качествам).

Кстати об аргументах. В 1990‑х еженедельная газета, тираж которой составлял тогда около 30 миллионов экземпляров (нет нужды её называть, все знают), напечатала в одном из апрельских номеров статью о духе Ленина: дух каялся в грехах, жаловался, как ему плохо и просил как можно скорее похоронить его тело. Спустя некоторое время газета опубликовала признание авторов: это была первоапрельская шутка. Может, журналисты и пошутили, возможно, решили даже поиронизировать над вспышкой мистицизма в «новой России». Но миллионы читателей успели поверить в «жалобы Ленина», и их невозможно было разубедить никакими опровержениями…

«Довольно нас дурачить»

Православные могут возразить: «мощи» Ленина – неправильные, «самодельные». Так вот о самоделках… Ещё Пётр I в Духовном Регламенте 1721 года предписывал духовенству:

«О мощах святых, где какия явятся быть сумнительныя, розыскивать: много бо и о сем наплутано. На пример, предлагаются чуждыя некия: святаго первомученика Стефана тело лежит и в Венеции на предградии, в монастыре Бенедиктинском, в церкви святаго Георгия, и в Риме в загородной церкви святаго Лаврентия; тако ж много гвоздей креста Господня, и много млека Пресвятыя Богородицы по Италии, и иных сим подобных без числа. Смотреть же, нет ли и у нас такого безделия?»

Однако основательная ревизия мощей была произведена только два века спустя. 20 декабря 1918 года при вскрытии мощей Артемия Веркольского в городе Великом Устюге Архангельской губернии нашли следующее:

Мощи в Дальних пещерах

Мощи в Дальних пещерах Киево‑Печерской Лавры

«Разделённый на три части гроб, в первой части вата, во второй церковное облачение, в третьей небольшой красный сундук, перевязанный шнуром и запечатанный печатями Веркольского монастыря. По вскрытии сундука обнаружено: обыкновенный уголь, перегорелые гвозди и мелкий кирпич. Признаков костей нет. При вскрытии присутствовали монахи и архимандрит Иоаникий. Некоторые монахи, со словами «вот как нас до сего времени обманывали», начали снимать с себя монастырскую одежду и, бросая в угол церкви, говорили: Довольно нас дурачить».

Бесспорно: далеко не все мощи были сфальсифицированы. Но, глядя на христианские мощи и сравнивая их с телом Ленина, многие задаются вопросами – как, например, мыслитель с ником darina_sun в Интернете: «Меня ещё удивляла всегда такая непоследовательность: с одной стороны, христиане утверждают (в данном сюжете, про Ленина), что тело должно быть предано земле в любом случае, что это ужас и кошмар – не похоронить тело, значит, душа его бедная не найдёт пристанища себе вовек и будет маяться и мучиться ужасно. А с другой стороны – поклонение всяческим мощам и косточкам – разве это не есть не похороненные останки святых мучеников? Почему же они их не захоронят вместо того, чтобы держать в храмах? Или, может, потому что эти святые и так, и так – мученики, может, им положено продолжать мучиться и дальше, потому их специально и не закапывают? А то закопают, души их обретут долгожданный покой, и перестанут они быть мучениками…»

Из Египта в Египет

Сказали бы честно сторонники выноса Ленина из Мавзолея: «Мы хотим уничтожить символ эпохи. Советский Союз для нас – как Египет, где пребывал в рабстве избранный народ, откуда его вывел Моисей и сорок лет водил по пустыне – чтобы вымерли поколения, помнившие египетское рабство и находившие в нём положительные стороны. Вот вымрут все советские рабы, с ностальгией вспоминающие СССР, – и войдём в Землю обетованную. А у нас прошло всего двадцать лет, чего же вы хотите?».

Меньшая часть советского населения – в том числе антисоветская – довольно быстро «изошла» из «Египта», переселившись на Ближний Восток, в Западную Европу, Америку. Но большая часть осталась – и ей трудно выживать сегодня в своей стране, разворованной антиленинцами. Поколение тех, кто строил Магнитку и Днепрогэс, уже ушло из жизни. Уйдут поколения Сталинграда, Братской ГЭС, Байконура, и тогда… А что будет тогда, когда страна проест, пропьёт, продаст наследие «рабских поколений» – мощную энергосистему, открытые и введённые в эксплуатацию месторождения нефти и газа? Не дай Бог, доберутся наши «продавцы» до чудесной российской воды…

Впрочем, разумные аргументы в наше время действуют слабо, поэтому прибегнем к мистическим (хотя, возможно, эта «мистика» – просто не исследованная наукой закономерность). В Самарканде находится мавзолей Гур-Эмир – гробница великого завоевателя Тимура (Тамерлана). В 1941 году Малик Каюмов, советский оператор и режиссёр документального кино, был прикомандирован к экспедиции знаменитого антрополога Михаила Герасимова. Археологи долго готовились к работе по вскрытию гробницы Тимура, и Каюмов пошёл попить чаю.

«В чайхане ко мне подошли три старика – самые обычные с виду, в халатах и тюбетейках.

– Сынок, – говорят, – Тимура ещё не трогали? Не надо его трогать – война начнётся. Это в книге написано.

– В какой книге? – спросил я.

Старики протянули рукописную книгу – тяжёлую, в кожаном переплёте. Открыта она была примерно в середине прямо на фразе: «Нельзя трогать прах великого Тимура». А дальше были начертаны предупреждения о духе войны и о том, что его нельзя выпускать из гробницы.

Я побежал в мавзолей и рассказал о стариках учёным. Айни, Кара-Ниязов и Семёнов поднялись, долго пили с ними чай, спорили. Наконец Садреддин Айни бросил фразу типа: «Что за бред вы несёте?» И старики, обидевшись, ушли. А мы вернулись в мавзолей».

Гробница с останками Тимура была вскрыта 19 июня 1941 года. Через два дня началась Великая Отечественная война… Господа, вы хотите новой революции? Тогда выносите из Мавзолея вождя.

Пока в России решается вопрос, что делать с Лениным и Мавзолеем, в современном Египте активизируются исламские фундаменталисты, которые планируют взорвать пирамиды и Большого Сфинкса в Гизе. Недавно вандалы уничтожили две мумии в Каирском музее. Принципиально эти мусульманские экстремисты не отличаются от православных радикалов, требующих снести мавзолей Ленина и вынести оттуда его тело. Но что если в Египте победит политический экстремизм и пирамиды начнут взлетать на воздух, а Западная Европа и США выступят на защиту культурных ценностей, а пережившая «арабскую весну» Северная Африка выступит единым фронтом с Египтом, а радикальные мусульмане всех стран соединятся?..

В 1960‑е годы на Западе был популярен роман Невилла Шюта «На берегу», по которому Стэнли Крамер снял одноимённый фильм (другое название – «Конец света»). Из разговоров ещё не умерших от радиации героев романа выясняется, что третья мировая война началась с того, что египетские бомбардировщики советского производства, с нанесёнными для дезинформации опознавательными знаками ВВС СССР, бомбят Вашингтон. Вскоре происходит ядерный апокалипсис…

Школьники и студенты начинают учить историю Древнего мира с Египта. Как бы с ним не было связано и окончание человеческой истории. Ведь она развивается по спирали.

Сергей МАКИН

Copyright © Все права защищены. Дата публикации: