Читайте в сентябрьском номере:

Открываем дискуссионный интернет-клуб!

Дорогие друзья! Журнал «Наука и религия» приглашает всех желающих в наш дискуссионный клуб «Исторический аудит» niraudit.ru. Это дискуссионная интернет-площадка для обсуждения самых смелых, парадоксальных и революционных гипотез! Наш журнал всегда стремился заглянуть «за горизонт» сложившейся в науке картины мира, предоставляя трибуну и академическим учёным, и независимым исследователям. Сегодня, когда в информационном пространстве развернулась острая борьба между «альтернативщиками» и «академистами», мы считаем необходимым создать все условия для живого, плодотворного диалога. Моральный кодекс нашего клуба прост: интеллектуальная честность, непредвзятость, корректность и уважение к оппоненту. Мы приглашаем в клуб «Исторический аудит» учёных, понимающих смысл своей работы, готовых терпеливо просвещать всех заинтересованных людей, отвечать на актуальные вопросы. Мы приглашаем людей, которые готовы разговаривать о проблемах и достижениях науки на языке, понятном, в том числе, и неспециалисту!


Протопоп Аввакум и евразийство: модерн, постмодерн и реалии XXI века

Ксения ЕРМИШИНА

Евразийство – одно из самых известных историкофилософских течений русской эмиграции и, пожалуй, единственное, сохранившее политический и общественнозначимый потенциал до наших дней. Политологи и аналитики утверждают, что в современном мире, после крушения СССР, осталось только два варианта общественного устройства – клонящийся к закату глобалистско-либеральный проект и нарождающийся многополярный мир


Два образа веры глазами художника-старообрядца

Александр БУРОВ

В экспозиции Государственного музея истории религии находится картина неизвестного художника XVIII века «Спор о вере». История появления её в собрании музея неизвестна. На ней изображён ряд священных предметов и символов, которых коснулась реформа патриарха Никона. Подобные произведения (в виде лубков, настенных листов, книжных миниатюр) в XVIII – начале ХХ века были широко распространены в старообрядческой среде…


Соблазны и потери

Беседовала Марина ГЕВОРКЯН

Интерес к отечественной истории в обыденном сознании порой приобретает причудливые формы. Школьное, да и высшее, образование с трудом восстанавливает свои позиции в системе государствообразующих институций. Безудержный «плюрализм» недавних лет произвёл разрушительное действие в умах некоторых наших соотечественников. Одни находят какие-то смыслы в сказочной «новой хронологии», другие увлекаются построением альтернативных концепций, особенно для «роковых минут» нашей страны. А писатели-фантасты с азартом пытаются воплотить в литературе художественного вымысла сюжеты о «попаданцах», которые наставляют правителей и исправляют линии судеб… В том числе и в эпоху протопопа Аввакума и патриарха Никона. Неужели трагедия Раскола сводится к их противостоянию, и окажись на их месте другие – всё пошло бы иным путём? Поразмышлять на эту тему мы пригласили Дмитрия ВОЛОДИХИНА, члена Редакционного совета «НиР», члена Союза писателей России, доктора исторических наук, профессора исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и лауреата Патриаршей литературной премии 2019 года.


«Главное – сохранить “музей в музее”»

Беседовала Наталия МАКУНИ

Музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге впервые открыл свои двери 8 января 1937 года и с тех пор стал «визитной карточкой» города. Почти каждый петербуржец в детстве успел побывать там – и, приводя туда уже своих детей, поражается, что там ничего не изменилось. Музей пережил и войну, и слом советской власти, и тяжёлые 90-е. А совсем недавно – ещё одно неожиданное испытание: четырёхмесячный вынужденный простой из-за пандемии.

Период «затишья», ударивший по всем сферам нашей страны, оказался очень непростым и для Музея Арктики и Антарктики. Из-за режима самоизоляции преждевременно завершилась масштабная выставка «Антарктида: два века исследований», организованная в партнёрстве с музейно-выставочным центром «Россия – моя история» и Комитетом по культуре Санкт-Петербурга. Многие мероприятия, посвящённые 200-летнему юбилею открытия Южного континента, вынужденно переехали в «онлайн». Однако коллектив музея не унывал и постарался сделать эту неожиданную самоизоляционную «зимовку» максимально продуктивной. О том, как пережил карантин единственный музей России, посвящённый Арктике и Антарктике, мы поговорили с его директором – Марией Васильевной ДУКАЛЬСКОЙ.


Исследователи, наблюдатели… первооткрыватели!

Дмитрий АРМЕНСКИЙ

В год 200-летия Первой русской антарктической экспедиции вновь ставится вопрос о том, можно ли считать, что Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев действительно открыли Антарктиду? Полярное путешествие русских мореплавателей было настолько чётко организовано и оформлено с научной точки зрения, а все его результаты так строго задокументированы и зафиксированы, что любые сомнения в фактической стороне дела исключаются. Но, как известно, факты – упрямая вещь, а вот их интерпретация – штука гораздо более гибкая.


Музыка – это радость

Светлана ГУДИМОВА

Музыкальная теория в традиционной китайской культуре связана одновременно с космогонией, социологией и этикой. Китайцы верят древней легенде, которая сообщает, что петь и танцевать человека научила волшебная птица. У неё было пятицветное оперение – по числу первоэлементов (земля, дерево, огонь, вода, металл). Когда птица пела, она, закрывая левый глаз, издавала звуки ян (сильные, громкие, «мужские»), закрывая правый глаз, – звуки инь (мягкие, нежные, «женские»)…


«Печально, если на ваших глазах исполняются библейские предсказания, а этого не замечают»

В 2019 году в петербургском издательстве «Алетейя» вышла монография «Пророчества Книги Даниила: происхождение, история экзегетики, толкование», ставшая знаковым событием в мире отечественной библеистики. Её автор – Игорь БЕССОНОВ, выпускник МГУ имени М. В. Ломоносова, кандидат филологических наук, один из ведущих исследователей русской народной эсхатологии. В процессе своих научных изысканий он обратился к одному из первоисточников апокалиптической литературы. В этой ветхозаветной книге есть практически всё – от политики до эстетики священного образа, и потому в беседе Анны КУЗНЕЦОВОЙ с учёным затрагиваются различные темы воистину необъятного священного повествования.


Величие, пронесённое сквозь века

Подготовила Людмила СИМОНОВА

24 июля 2020 года в мечети Айя-София в Стамбуле, незадолго до того переставшей быть музеем, впервые за 86 лет состоялся пятничный намаз. Собор VI века, некогда главный храм православного мира, вновь стал местом мусульманской молитвы. Это было неоднозначно расценено верующими и неверующими людьми во всём мире… На страницах «НиР» мы попробуем обсудить и осмыслить происходящее со Святой Софией в контексте сегодняшней политико-конфессиональной ситуации. И начнём с того, что поговорим об историко-архитектурном значении главного памятника Византии.


…Одно из самых волнующих проявлений человеческого Духа

Наш журнал продолжает публикацию избранных материалов из архива русского художника Е.Д. СПАССКОГО (1900–1985), приуроченную к 120-летию со дня его рождения (начало цикла – в № 8, 2020). Тексты и картины мастера предоставлены Фондом наследия Евгения Спасского.


Чайковский: вера, любовь и Надежда

Сергей ЛЕБЕДЕВ

180 лет назад, 25 апреля (7 мая) 1840 года, родился Пётр Ильич Чайковский. Большинство его сочинений написаны в минорной тональности. Поэтому об этом великом композиторе трудно говорить в мажоре. И не случайно в его произведениях часто звучит тема Рока. Попытаемся понять – почему…


Аврора проснулась! – Воистину проснулась!

Сергей МАКИН

130 лет назад, 3 (15) января 1890 года, состоялась первая постановка знаменитого балета П. И. Чайковского «Спящая красавица». Вспомним историю этого шедевра балетного искусства, которое сегодня живёт, как заколдованная принцесса в замке, а путь к нему преграждает злая фея Карабос, внушающая публике, что время классического танца, с его изяществом и красотой, безвозвратно ушло. И представьте, многие поверили в это. Но мы обратимся к классике балета, посмотрим, что несёт он людям, какой немеркнущий свет льёт в души, попытаемся проникнуть в его тайные смыслы… Итак, «Спящая красавица».


Учитесь властвовать собой

Стресс, депрессия, тревожность – редко кого минуют в наше трудное время эти недуги! Всё чаще людей настигает депрессия. Многие из-за этого надолго теряют жизненную активность, работоспособность. А между тем есть надёжные средства и пути исцеления – в этом уверен профессор Леонид Алексеевич БУЛАНОВ, остеопат, мануальный терапевт.


Освобождение должно прийти изнутри, а не извне

Пятьдесят лет назад, в 1970 году, началось распространение в мире учения Сахаджа Йога, которое создала ШРИ МАТАДЖИ НИРМАЛА ДЕВИ. Последователи этого учения верят, что при пробуждении дремлющей в каждом человеке энергии Кундалини происходит спонтанная самореализация – истинная самореализация, позволяющая человеку получить знания о себе, окружающем мире, о том, как достичь необходимых для гармоничной жизни взаимоотношений в обществе.

Решение о том, что необходимо нести истину Сахаджа Йоги по всему миру, пришло к Шри Матаджи, когда после медитации она увидела, как открылась седьмая чакра, Сахасрара, и поднялась Кундалини. С того дня, 5 мая 1970 года, Шри Матаджи начала работу по распространению своего учения на земле. Она объездила весь мир, выступала с лекциями, проводила множество встреч и семинаров, давала интервью, в которых могла часами отвечать на вопросы, ни одного не оставляя без внимания. Онаежедневно и ежечасно выполняла свою задачу – трансформировать сознание людей, открыть им путь, на котором человек разумный становится человеком духовным. С каждым днём число сахаджа йогов – так стали называть себя её последователи – росло, в залах, где она выступала, собирались тысячи людей. Мы предлагаем вашему вниманию фрагменты интервью Шри Матаджи, которое она дала радио американского города Санта-Круз 1 октября 1983 года (последовательность вопросов в некоторых случаях изменена).


На даршане у Чёрной богини

Сергей СЕМЕНЕЦ

…Новый день выдался особенно жарким. Укрывшиеся в тени аскеты-садху с сочувствием взирали на то, как мы, преодолевая крутой горный подъём, настойчиво движемся к своей цели. Наконец вырубленная в скале лестница была позади, и мы, переводя дух, остановились на площадке напротив святилища Кали. Из дома, примыкавшего к храму, выскочил излучающий счастье Чандрасекар и заключил нас в свои объятия. Это был третий день нашего общения со жрецом храма Кали, учителем тантрического пути…