Читайте в октябрьском номере:

Открываем дискуссионный интернет-клуб!

Дорогие друзья! Журнал «Наука и религия» приглашает всех желающих в наш дискуссионный клуб «Исторический аудит» niraudit.ru. Это дискуссионная интернет-площадка для обсуждения самых смелых, парадоксальных и революционных гипотез! Наш журнал всегда стремился заглянуть «за горизонт» сложившейся в науке картины мира, предоставляя трибуну и академическим учёным, и независимым исследователям. Сегодня, когда в информационном пространстве развернулась острая борьба между «альтернативщиками» и «академистами», мы считаем необходимым создать все условия для живого, плодотворного диалога. Моральный кодекс нашего клуба прост: интеллектуальная честность, непредвзятость, корректность и уважение к оппоненту. Мы приглашаем в клуб «Исторический аудит» учёных, понимающих смысл своей работы, готовых терпеливо просвещать всех заинтересованных людей, отвечать на актуальные вопросы. Мы приглашаем людей, которые готовы разговаривать о проблемах и достижениях науки на языке, понятном, в том числе, и неспециалисту!


На связи с читателем

В журнале «Наука и Религия» за его 60‑летнюю историю родилась добрая традиция непрерывного диалога с читателями, поток писем от которых не иссякает и помогает нам лучше ориентироваться в актуальных темах, вместе искать ответы на волнующие вопросы. Многие из наших подписчиков не только десятилетиями сохраняют верность любимому изданию, с интересом черпая для себя на страницах «НиР» новые знания, но и с энтузиазмом делятся собственными идеями и гипотезами, размышляют о фундаментальных основах человеческой цивилизации.


Логика – инструмент разума

Мы уже знакомили читателей «НиР» с размышлениями философа, правоведа Сергея ЗОТОВА («Объективный реализм», № 8, 2020). Сергей Сергеевич подвергает критической верификации с позиций здравого смысла ряд утверждений, которые получили «прописку» в философии, несмотря на то, что они игнорируют объективную реальность. Тем самым автор стремится, по сути, вернуть философии статус стратегии познания мира, то есть – науки. Зная о том, что у автора имеются работы на такую важную, но подзабытую сегодня тему, как логика, мы попросили С. С. Зотова поделиться своими идеями с читателями.


Соблазны и потери

Беседовала Марина ГЕВОРКЯН

На вопросы «Науки и Религии» отвечает член Редакционного совета «НиР», член Союза писателей России, доктор исторических наук, профессор исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, лауреат Патриаршей литературной премии 2019 года Дмитрий ВОЛОДИХИН.


Символика бороды в православном мистицизме

«Образ Божий в бороде, а подобие в усах» – гласит старообрядческая пословица, сохранённая В.И. Далем. При всей радикальности этого речения, следует признать, что оно основано на осмыслении и «проживании» определённых догматических и канонических положений. Согласно библейской антропологии, первочеловек Адам сотворён по образу и подобию Божию, то есть взрослым мужчиной. И борода в этой богословской перспективе предстаёт как символ зрелости и мудрости и часть образа Божия в человеке. К моменту Раскола ношение бороды в русском обществе было «всеобдержным», принятым во всех сословиях. Иное воспринималось как надругательство над естеством, извращение, блуд… На заре своего служения протопоп Аввакум потерпел от воеводы Шереметева именно за верность бороде. Вот как об этом повествует сам Аввакум: «Василей Петровичь Шереметев, пловучи Волгою в Казань на воеводство, взяв [меня] на судно и браня много, велел благословить сына своего Матфея бритобрадца. Аз же не благословил, но от писания ево и порицал, видя блудолюбный образ. Боярин же, гораздо осердясь, велел меня бросить в Волгу и, много томя, протолкали». Позднее последователи огнепального протопопа дерзновенно заявляли представителям власти: «Режь наши головы, не тронь наши бороды!» Убеждённость старообрядцев в собственной правоте опиралась на веру в то, что Русь является новым Израилем, новым народом Божиим, самодостаточным в своей миссии. Отсюда особое отношение к установлениям Ветхого Завета, в число коих входило ношение бороды. Если постриг волос (при крещении, принятии монашества) заменил древнее обрезание, то никакой замены брадоношению не предусматривалось; эта установка оставалась, по мнению приверженцев старого обряда, в силе. В их глазах борьба Петра I с бородами представала покушением на образ Божий в человеке. Культурная семантика бороды (равно как и вообще физического облика человека), с точки зрения Традиции, – область всё ещё малоисследованная, сулящая интересные открытия. Некоторыми результатами своих изысканий в данной сфере делится историк, культуролог, религиовед Роман БАГДАСАРОВ.


Симметрия исторического процесса

Григорий КВАША

Возможно, изложение новой науки – Теоретической истории – именно с этого надо было начинать. Рассказать о значимости в ней симметрии, дать перечень всех её категорий и характеристику особенностей их взаимодействия. Однако тогда Теоретическая история, созданная как истинная наука, выглядела бы как обычная умозрительная парадигма, каковыми забиты все библиотеки и которые уже никого не интересуют. Всевозможные обобщения желательно откладывать напоследок. Чтобы не было подозрений в том, что данные «подгоняются» под определённую идею. Обобщение – это приз, награда за долгую и честную работу, может быть, даже чудо – но в начале научного поиска уповать на него не стоит. Итак, поговорим, наконец, о симметрии, так явно обнаруживающейся в исторических процессах. Начнём с четвёрки.


Маршрут отважных первооткрывателей: Антарктида на мировой туристической карте

Людмила СИМОНОВА

«Путешествовать очень полезно; это заставляет воображение трудиться. Всё остальное – лишь разочарование и усталость». Так начинается один из культовых текстов XX века, роман «Путешествие на край ночи» французского писателя Луи-Фердинанда Селина. Нельзя не заметить, что в новейшую эпоху древняя тяга человека к странствиям стала одной из важнейших черт земной цивилизации (и даже вышла за пределы планеты!)…


«Рабе мой, не бойся, аз есмь…»

Иконография вождя староверия в контексте православной иконологии

Дмитрий АРМЕНСКИЙ

Среди множества смысловых граней и аспектов христианской иконы как удивительного явления духовной культуры есть и такой: икона – попытка в молитвенном художественном творчестве выразить тайну определённой, конкретной человеческой личности. С точки зрения всячески превозносящей индивидуальность (а на самом деле – обезличивающей человека) современности, иконопись – это искусство шаблонное, в котором царствует повторяемость и подавляется персональное начало, и вообще всё живое, своеобразное. В этом вопросе заложенный ещё в эпоху Просвещения антиклерикальный вектор («всё, что исходит из Церкви,– враждебно прогрессу человечества») смыкается с «новым варварством», с элементарным невежеством и дурновкусием…


Когда вернёт свой блеск наше «Серебряное ожерелье»?

Марианна РЕЙБО

Восприятие вещей зависит от угла зрения. Казалось бы, какая банальность. Но именно эту житейскую мудрость в полной мере испытали на себе заядлые любители путешествий в переполненном потрясениями 2020 году. Пандемический «железный занавес» в долгие весеннелетние месяцы сначала заставлял мечтать об открытии хотя бы внутреннего туризма, а затем терпеливо приучал этим самым внутренним туризмом наслаждаться. И, надо сказать, многие впервые смогли по-настоящему оценить жемчужины древних русских городов – и почувствовать тревогу за будущее этих святынь культуры. Я сама, конечно же, не стала исключением…


Какого цвета Антарктида?

28 января 2020 года в Костромской областной научной библиотеке открылась уникальная выставка заслуженного художника России, действительного члена Русского географического общества Вячеслава Александровича ЕГОРОВА «Наше открытие Антарктиды», посвящённая 200‑летию первопроходческой экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева к берегам Шестого континента. Автор и сам может считать себя в некотором роде открывателем Антарктиды – он увидел одно из самых необычных мест планеты глазами художника. Его Антарктиду мы и представляем на нашей обложке. Вячеслава Александровича привела в этот край присущая ему с самой ранней молодости тяга к путешествиям: он участник 130 экспедиций в труднодоступные места планеты, включая Тибет, Гоби, Кордильеры, Тянь-Шань, Сахару, Памир и, конечноже, Антарктику и Арктику. Художник рассказал костромичам о пройденных маршрутах, необычайных путешествиях и встречах с замечательными людьми, щедро подаренных ему судьбой. А уже 30 января этого года в Московской Городской думе состоялось торжественное открытие персональной выставки Вячеслава Егорова, которая проходила в рамках большой выставочной программы «Мир от полюса до полюса», реализуемой РГО совместно с Ассоциацией содействия ООН. Как и костромская экспозиция, она была посвящена 200‑летию открытия Антарктиды. «Работы, представленные здесь, – сказал художник во вступительном слове, – лишь часть моей большой полярной серии. Я создавал их по пути следования великих первопроходцев Северного и Южного полюсов Земли. Это более трёх тысяч пейзажей и около двух тысяч портретов. Сегодня вы сами сможете оценить всю красоту, загадочность и суровость Арктики и Антарктики, увидеть лица знаменитых учёных и путешественников. Надеюсь, что всё это я смог передать в своих произведениях». С художником и путешественником Вячеславом ЕГОРОВЫМ беседует член редакционного совета нашего журнала Дмитрий ЯРОШЕВСКИЙ, руководитель Творческого объединения «Созвездие видений», в котором состоит и его собеседник.


Крестоносцы в Белой Руси: война и мир

Сергей МАКИН

В Республике Беларусь идёт война символов. Так или иначе, любая война кончается миром. И мне представляется очень важным, чтобы побеждала мирная символика: и в наших странах, и на всей планете…


Компьютер в нашей голове?

Живой феномен разума и попытки его имитации

Эдуард ГЕВОРКЯН

Тема Искусственного Интеллекта (вот так, именно с прописных букв, чтобы подчеркнуть значимость) не сходит со страниц прессы; обсуждается на интернет-форумах, научных конференциях и т. п. Может возникнуть впечатление, что означенный ИИ если не сегодня, то непременно завтра станет нашим собеседником, советником, помощником, а то и, глядишь, наставником. У человека, не искушённого в компьютерных технологиях в целом и в нейропрограммировании в частности, может возникнуть впечатление, что ИИ уже реально существует, обретается где-то в серверах и общается с нами посредством смартфонов и иных гаджетов. Между тем время от времени высказывается подозрение, что выделение огромных ресурсов на создание полноценного ИИ – это грандиозная международная афера, поскольку в итоге ничего близкого к человеческому разуму получить не удастся. С другой стороны, весьма серьёзные эксперты уже просчитывают возможные угрозы со стороны такого ИИ, приписывая ему как лучшие, так и худшие человеческие качества… Можно подумать, что мы уже настолько досконально разобрались в том, что творится в нашей голове, что готовы смоделировать эти процессы «в железе». Но так ли это?


«Удивляйтесь всему, что встречается на вашем пути…»

Наш журнал завершает публикацию избранных материалов из архива русского художника Е.Д. СПАССКОГО (1900–1985), приуроченную к 120-летию со дня его рождения (начало цикла – в № 8, 2020). Тексты и картины мастера предоставлены Фондом наследия Евгения Спасского. Публикация и комментарии подготовлены С.Г. Антоненко, В.П. Головиной, А.Р. Ефименко, Д В. Жуковым.


Ковавший грозный меч России

Наталия ЛЕСКОВА

В мировой истории высокая научная мысль часто была вынуждена решать задачи, связанные с защитой отечества: ещё в III веке до н. э. великий Архимед создавал боевые машины для обороны родных Сиракуз от римлян… Но, пожалуй, никогда так много ярких, талантливых учёных не были заняты вопросами военных технологий, как в середине – второй половине XX века. Один из аспектов советской цивилизации – существование настоящего «параллельного мира» засекреченных разработок, «невыездных» учёных и целых закрытых наукоградов. Наиболее сильные, перспективные инженерно-технологические разработки были или напрямую связаны с оборонкой, или имели «двойное назначение». Сегодня эта гиперконцентрация интеллектуальных и технических ресурсов представляется многим избыточной… Но зададимся простым вопросом: устояла бы наша страна в прежние годы и могла бы сегодня вести сколько-нибудь независимую политику, если бы не обладала передовым оружием, на разработку которого – да! – направлялись лучшие умы? Примеры Югославии, Ирака, Ливии, Сирии показывают, каково в современном мире уважение к международному праву. Так что те, кто создавал и создаёт хитроумное, точное, беспощадно разящее оружие, по праву достойны благодарности за то, что сберегли нашу страну, да и весь мир от большой войны. Об одном из таких учёных – спасителей человеческой цивилизации – наш рассказ. Выдающийся конструктор авиакосмической техники, генеральный конструктор ОКБ «Южное», что в Днепропетровске, создатель знаменитых ракет «Зенит» и «Сатана» академик Владимир Фёдорович Уткин родом из Касимовского уезда, что на берегах Оки, из деревни Пустобор. В Касимове он окончил школу; здесь действует единственный в своём роде мемориальный музей семьи Уткиных. Нам выпала удача побывать в этом уникальном музее.